Годы революции и гражданской войны. Воспоминания И.С.Панова
Первую часть воспоминаний И.С.Панова читайте здесь.
Вверх по реке Унда от Ундино-Поселья то на одном, то на другом берегу реки расположились казачьи или полуказачьи села. А такие села, как Новотроицкое и Унда значились казачьими станицами, где верховодили казачьи атаманы, наделенные большими гражданскими и военными правами. Казаки были царской опорой в Забайкалье. По зову царя они могли выступить немедленно для подавления народного волнения. В гражданскую войну казаки выступали на стороне белогвардейского атамана Семенова и участвовали в различных операциях против красных партизан.
Вверх по реке Унда от Ундино-Поселья то на одном, то на другом берегу реки расположились казачьи или полуказачьи села. А такие села, как Новотроицкое и Унда значились казачьими станицами, где верховодили казачьи атаманы, наделенные большими гражданскими и военными правами. Казаки были царской опорой в Забайкалье. По зову царя они могли выступить немедленно для подавления народного волнения. В гражданскую войну казаки выступали на стороне белогвардейского атамана Семенова и участвовали в различных операциях против красных партизан.
В Ундино-Поселье было волостное управление. Волостной старшина избирался. Дела в волости в основном вел
волостной писарь. Писарем служил только грамотный человек, причем с очень
хорошим, красивым почерком. Власть в волостном правлении осуществляли –
Старшина, Стражник и Поп. Надо сказать, что взаимоотношения между казаками и
жителями Ундино-Поселья были такими же, как они показаны в романе «Даурия» (автор романа К.Ф.Седых).
Жители Ундино-Поселья твердо
встали на сторону революции. Из добровольцев села был сформирован партизанский
кавалерийский эскадрон, который входил в состав партизанского полка. Полком
командовал герой гражданской войны Макар Якимов. У ундино-посельцев ненависть к
царскому режиму, видимо, передавалась по крови из поколения в поколение.
Красными партизанами были все мои братья. Старший – Егор, воевал в качестве
помощника командира эскадрона. Партизаном был и дядя бабы Клавы - Кирилл Иванович
Скрипченко. Отец мой, Степан Иванович, арестовывался белоказаками. От расстрела
его спас знакомый казак, житель казачьего села «Усть-Макарова».
Карта участка реки Унда от Балея до Ундино-Поселья |
Все жители села дружно боролись
против белогвардейцев или с оружием в руках, или помогали, чем могли: мясом, овсом для лошадей, данными разведки. Для партизан организовывали
всестороннюю встречу, а когда село занимали белые, то прикидывались ничего не
знающими. Ундино-Поселье из рук в руки переходило несколько раз. Белоказаки
постоянно угрожали расправами, обещали сжечь село. Ундино-посельцы были
дружными и упорными. Они даже отказывались подчиняться белым властям. Так же,
как показано в романе «Даурия», на Ундино-Поселье делали внезапные налеты два
карательных отряда, отличающиеся особой жестокостью. Помню, командовали первым
отрядом два полковника Шергин и Никольский. И если в романе показано, что
атаману дали 25 плетей, то жителю Ундино-Поселья Толочкину Николаю каратели
нанесли нагайками 100 ударов. Говорили тогда, что Николай стонал, кричал,
ругался до 50 ударов, а потом замолчал – был без сознания. Спина его и ягодицы
представляли кусок окровавленного мяса. Долгое время он мучился.
Каратели занимали помещение
волости. Солдаты этого отряда под видом обысков занимались грабежом. Они ходили
по домам и лазали в сундуки, а что попадало хорошее, незаметно забирали. И к
нам заявился солдат. Он долго рылся в сундуке матери. Помню, ему тут ничего не
досталось. Мать все, что было в сундуке хорошего, убрала. От нас солдат
отправился к соседям Павловым. Соседка, Анисьей ее звали, в это время в стайке
корову доила. Солдат пришел в стайку и попытался Анисью изнасиловать. Но она не
растерялась, взяла стульчик из-под себя и трахнула солдата по голове, расперла
его.
Анисья пришла к нам и с
возмущением рассказала об этом случае. Вот тут я и выскочил: «Я знаю этого
солдата! Он от нас к вам ушел». Анисья и говорит: «Вот и хорошо, что
знаешь, пойдешь со мной свидетелем, я пойду заявлять». Через некоторое время
она пришла за мной.
Пришли мы с ней к волости. Ее позвали
в помещение, и я за ней. В помещении сидел солдат за пулеметом. Он как закричит
на меня: «А ты куда прешь?» Я пулей
вылетел обратно на улицу, но скоро меня позвали. Вот тут я растерялся. В строю
стояло 10-12 солдат. Офицер меня спрашивает: «Который?» А мне казалось, что они
все одинаковые. Анисья подталкивает меня локтем, пытается подсказать. Офицер
крикнул на нее: «Ты, тетка, брось подсказывать, а то всыплю тебе 25». Но
обошлось, виновника я узнал. Офицер определил солдату наказание – 25 плетей и нас
отпустили. Анисья ушла домой довольная – виновника накажут, а я остался
недалеко от волости. Мне любопытно было, хотелось узнать, как его накажут. Я
считал, что наказания не будет.
Действительно, буквально через
несколько минут солдаты вывалили из помещения с хохотом. Смеялся и
«наказанный». Солдаты окружили его и ржали как кони. Они кричали: «Но как она,
тетка то, хороша?». Я хоть и молоденьким тогда был, но понял – никакого
наказания нарушителю не было.
Второй налет каратели сделали,
когда жители села отказались выделить конные подводы для белогвардейцев. И
опять была порка. Каратели собрали все мужское население и построили в одну
шеренгу против здания волости. Перед строем поставили два станковых пулемета.
Офицер громко прокричал: «Но дадите подводы?». Строй дружно ответил: «Нет, не
дадим!».
Тогда
офицер со злостью заявил: «Хорошо, тогда будем пороть каждого десятого». Он отсчитал и десятым
оказался наш сосед Евгений Павлов. Сразу же два солдата-палача начали хлестать
Евгения нагайками. Он был молоденький, закричал на всю улицу. Тут женщины
сбежались, закричали: «Что же это делается, даже детей избивают!». Строй не выдержал, крикнул:
«Ладно, дадим подводы!». Много подвод жители села вынуждены были выделить
белогвардейцам. Их здорово прижали революционные войска, и они вынуждены были
удирать в Китай. Вот для этого им и нужны были эти подводы. Однако убраться карателям из Забайкалья
не удалось.
Партизаны напали внезапно на центр этих карателей и уничтожили их почти всех.
Спастись удалось только единицам. Хорошо отомстили палачам за издевательства
над мирными жителями.
В
этом бою партизаны захватили много ценного оружия, в том числе пулемёты и
артиллерийские орудия. Это была крупная и решающая победа партизан.
Партизанский полк после боя прибыл в Ундино-Поселье на отдых. Они были радостно
возбуждены. Миша Толочкин, племянник Николая Толочкина, даже кровь с рук не
смыл. Рассказывали тогда, что он врывался в помещения к карателям и полосовал
их кинжалом. Да, он мстил за дядю.
На другой день после разгрома этого крупного белогвардейского гнезда, местные
казаки арестовали офицеров и сдались партизанам. Казаки ехали по улице Ундино-Поселья
с поникшими головами. Жители села вышли на улицу и кричали казакам: «Тю,
сожгли, тю, сожгли!». Казаки были обезоружены. Им оставили только холодное
оружие (клинки) и сказали: «Оружие себе будете добывать в бою с
белогвардейскими войсками».
Казаки,
как и ундино-посельцы, занимались хлебопашеством, разводили скот. Так же вели
хозяйство. Правда, ундино-посельцы отличались трудолюбием, почему и жили богаче.
В языке была какая-то разница, точнее не в языке, а в произношении слов. Если
волжане и уральцы окают, то забайкальские казаки и окают, и ёкают, причём
выразительнее. У ундино-посельцев было какое-то пренебрежение к
казакам. Например, считалось позорным жениться на казачке, или ещё хуже – выходить девушке замуж за
казака.
Дразнили как-то странно друг друга (конечно, этим занималась молодёжь). Мы их называли – «гуранами», а они нас «козлами». Какая разница? У тех и у других были общие интересные выражения: тажно (тогда), паря (друг), морошно (облачно), холодай (выходная рубашка, сорочка), запон (фартук), адали (как будто, похоже), любо (хорошо, приятно).
Вид на долину реки
Унда и край села Ундино-Поселье (вверх по течению).
Фото Р.Гордеева
|
Дразнили как-то странно друг друга (конечно, этим занималась молодёжь). Мы их называли – «гуранами», а они нас «козлами». Какая разница? У тех и у других были общие интересные выражения: тажно (тогда), паря (друг), морошно (облачно), холодай (выходная рубашка, сорочка), запон (фартук), адали (как будто, похоже), любо (хорошо, приятно).
Были в Ундино-Поселье и интересные прозвища. Многих почему то называли не по
фамильно, а по прозвищу. Нашего соседа Никиту Павлова называли Никита-стрелок. Или
вот такие были прозвища: кукушка, жеребушка, белолапка, кипяток, оргал, голыш,
одного даже богом звали.
Молодежь и ее вкусы
Молодёжь в селе собиралась вместе очень редко, только в зимнее время на вечёрках.
Весной, летом и осенью было не до этого. В это время посевная, сенокос, уборка
урожая. В зимнее время свободных вечеров было больше, и парни организовывали
вечёрки.
Они
сзывали девушек на вечёрку так: подходит паренёк к окнам дома и громко кончит:
«На вечёрку!». Так громко, чтобы и родители слышали, иначе отец и мать могут
сказать: «Откуда ты взяла, что сегодня вечёрка, мы что-то не слышали». Культуры
на этих вечёрках не было никакой. Гармонист играл на гармони, парни плясали или
танцевали с девушками подгорную или кадриль (тогда говорили кадрель). Все парни
и девушки в ичигах - это самодельная обувь, сшитая из кожи. В сапогах парня или
в щеблетах девушку тогда на вечёрках встретить было невозможно. На вечёрках
были странные обычаи. Вот хотя бы такой: один из парней берёт девушку за руку,
подводит к русской печке и кричит: ковать! Все парни подхватывают: «Ковать,
ковать!» И начинается. Кто-то начинает перечислять операции, которые
выполняются при ковке лошади: «Завести в станок!» Парень целует девушку. «Раскалить
подкову», опять целует. И так продолжается до тех пор, пока не закончатся все
операции. Парень целует девушку после каждой операции.
Дом,
а точнее избу нанимали ребята. Помню у двух пожилых женщин, которые в основном
этим и жили. Одну называли "Хромушей", вторую "Березихой. Жили они на разных улицах. Площадь в избе была очень маленькой. Тут же
размещалась и хозяйка «Хромуша». Она действительно была хромая. Всю вечёрку
хозяйка посиживала на кровати, тут же, где танцевали. В избе дым коромыслом и в
прямом и в переносном смысле. Пляски и танцы почти не прерывались, жара
неимоверная, с гармониста пот лил, он буквально надрывался, отдыхать ему не давали.
Тут же почти все парни курили.
Расставленные у стен скамейки занимали девушки, а парни почему - то садились девушкам на
колени. Бывало, у дверей завязывалась драка, клубок дерущихся выкатывался
на улицу, во двор и там она чем-то оканчивалась. Чаще всего тем, что кого-то избивали.
Но,
а если драка переходила в битву в избе, то наступала уже паника среди девушек.
Кто то выбивал окно и все, кому удавалось, в это окно выпрыгивали. Драки у молодёжи, точно так же, как показано в романе «Даурия», происходили из-за девушек. Не
знаю, как где, а в Ундино-Поселье иногда драки были ужасные. Нередко они
переходили буквально «в боевые действия», сходились «стена на стену» или «сторона
на сторону» с одного берега реки на другой…
Вспоминаются
ещё «святки». Святки - это что-то вроде
той же «вечёрки», но проводились они в единственное время, в рождественские дни.
Хорошо помню, что было на святках. Там много пели, водили хороводы. Одного из
парней сажали на табуретку на средине комнаты. Девушки и парни брались за руки,
ходили вокруг этого сидящего и пели: "Сиди-и дрёма, сиди-и дрёма, сама
дремлет, сама спит. Вставай дрёма, вставай, дрёмушка, проснись, пробудись. Выбирай, дрёма,
кого хошь, кого хошь» и так далее. Такие святки проводились, когда я и мои
сверстники были маленькими. Нам было интересно бывать на этих святках, но там и без нас было тесно и нас
всегда выгоняли. Но мы снова лезли. Тогда нас безжалостно выбрасывали. А там
было красиво, и мы завидовали. Когда мы подросли, этих святок уже не стало, ибо
это было связано с религией.
Третью часть воспоминаний Панова Ивана Степановича читайте в этой статье
Комментариев нет :
Отправить комментарий