Обычаи в селе Ундино-Поселье. Воспоминания И.С.Панова
Вторую часть воспоминаний И.С.Панова читайте здесь.
Праздники
Большие религиозные праздники жителями села обязательно соблюдались.
ПАСХА
На селе этот праздник называли "паска". Пасха - самый большой, самый продолжительный праздник. Он длился неделю. Пасха праздник весенний, последние апрельские дни – начало мая. Но не все жители праздновали полную неделю, ибо эти дни были днями весенне-полевыми. Надо было хлеб сеять, поэтому хорошие хозяева праздновали два - три дня, а потом отправлялись на поле, на пашню. Это естественно, упустить сроки сева было нельзя.
Чем был
характерен этот праздник? В каждой семье варили много яиц, причём яйца обязательно
красили луковой шелухой и в таком виде подавали на стол себе и гостям. Детишки
кушали яйца за столом и брали с собой на улицу. Там они играли яйцами на яйца.
Один положит своё на землю, второй своё катит по доске и, если его яйцо
попадало в лежащее на земле, он его забирает, выигрывает. А если промахивается,
проигрывает своё. В каждом доме в этот праздник хозяйки пекли куличи. Их тоже
называли «паской». Это стоячее печенье пеклось из самой первосортной муки. Верх
пасхи-кулича, «голову» обмазывали взбитыми сливками, и украшали разноцветными
леденцами.
До
праздника пасхи, мне помнится, был пост. Долго, по моему, в течение месяца с
небольшим, люди постовали, т. е кушали только постное. Не кушали животных
жиров, молочных изделий и мяса. Поэтому в первый же день праздника начиналось
пиршество. Наголодавшиеся за период поста люди начинали с большим аппетитом
поедать всё скоромное: мясо, молоко, жиры животные.
Накануне
праздника была «всенощная», всеночная. В эту ночь спать было нельзя. В районе
церкви в эту ночь проводилось праздничное шествие, гуляние, в котором
участвовали в основном молодые люди. Пиршество во всех домах начиналось утром в
день праздника. Это было очень радостное праздничное явление.
КРЕЩЕНИЕ
Этот праздник праздновался в зимнее время, когда были жгучие морозы, в январе. Этот праздник ещё называли "Иван креститель". Вот почему поп дал мне при крещении имя Иван, родился я шестого января. Что было интересного в этот праздник? Обман невежественного религиозного человека. В этот праздник на реке Унде во льду делался проруб, вскрывалась вода. Поп со своими помощниками, с крестом в руках, в этот трескучий мороз в сопровождении взрослого населения направлялся к этой проруби и "святил" воду. Поп взмахивал крестом, обмакивал его в воде, и это считалось, что он воду освятил. Многие люди считали, что если попьешь этой воды, то избавишься от болезней. Приходили сюда с посудой и набирали из проруби воду, несли домой. Немало там было также "энтузиастов", страдающих какой либо болезнью. Они тут же становились на колени и пили эту студёную воду прямо из проруби. И не случайно после этого заболевания простудой резко увеличивались.
Замечательной
закуской в этот праздник был "окорок". Окорок - это целое стегно
молодой свиньи, подсвинка. Шкура забитой свиньи тогда не снималась, а
опаливалась. Где то в огороде разводили костёр, в него бросали хворост, тушу
забитой свиньи мужчины на длинной жерди держали над костром и волос опаливался,
сгорал. Потом тушу тут же в стороне от костра укладывали на солому, обливали
горячей водой, покрывали толстой холстиной и на некоторое время садились на
неё. В основном на туше восседали весёлые мальчишки. После этого мужчины ножами
соскребали нагар с кожи. Опал производился тщательно, волоса и грязи на туше не
оставалось. Одно стегно туши этой забитой свиньи готовилось на окорок. Женщины
его хорошо обмывали, потом обмазывали толстым слоем теста из ржаной муки и
помещали протопленную русскую печь. Стегно в тесте постепенно запекалось на
зольном жару.
По мере
готовности стегно вынимали из печи, снимали корку из теста, а потом отопревшую
шкуру. Шкура снималась легко, свободно и обнаруживалось красивое, ни чем не
тронутое мясо. В мясо сверху хозяйка втыкала гвоздику. И вот в таком виде это
стегно холодным ставилось на стол на большом блюде. Была очень вкусная закуска.
Так и хочется сейчас вооружиться ножом и вилкой отрезать этого окорока и
закусить. Очень вкусная закуска - мясо, запечённое в тесте.
МАСЛЕНИЦА
Этот праздник жители называли масленкой. Праздник относился к концу зимы, праздновался в феврале. По сути дела это было прощание с зимой. В дни праздника все катались на лошадях. Молодёжь и даже дети носились по селу верхом на скакунах разной масти, в том числе и на самых молоденьких лошадках, только что обученных. Хвосты лошадей заплетались, а в гривы вплетались различного цвета ленты.
Сколько было радости в этот праздник, особенно у детей! Катались два или три дня подряд. Не менее интересным в этот праздник был "ГОРОД". За рекой на ровном месте из слежавшегося снега строился город- крепость, Стена города выкладывалась из крупных кусков снега. Устраивались маленькие ворота и проходом. По бокам перпендикулярно к стене выкладывались две прочные стены, на которых располагались защитники крепости. Вооружённые кусками снега они защищали город и отбивали натиск нападающих. Город брали, пытались взять или сломать смельчаки на хороших скакунах. Тот, кто свалит город, получал премию, однако взять его было не просто. Конь обычно останавливался у города, от страха становился на дыбы, и на него и на седока летели, как град, куски снега различной величины. Обычно многие пытались одержать победу, однако защитники успешно отбивали атаки. Кони брыкались, поворачивались и уносили всадника обратно. Но всё-таки находился "герой" этого штурма, разрушал город под бурные возгласы всех присутствующих. На этом интересном зрелище присутствовало всё население. По сути дела это было проводом зимы.
Снежный город (рисунок И.С.Панова) | В.Суриков. Взятие снежного городка |
ПОКРОВ
В каждом селе был свой престольный праздник. В Ундино-Поселье престольным праздником был Покров. Престольный праздник обязательно соблюдался в каждом селе. Покров был замечательным праздником потому, что он проходил тогда, когда все полевые работы окончены, когда собран урожай. Был он более богатым и весёлым, если лето было урожайным.
Почему
этот праздник назывался Покровом? Точно я не знаю. Сказывается плохое изучение
«Закона божьего» в школе. Может быть и потому, что он происходил в осеннее
время, причём в это время почти ежегодно выпадал маленький снег и покрывал
землю. Престольный праздник привлекал большое количество различных гостей. К
празднику съезжалось много родственников и знакомых из многих сёл.
ЦЕРКОВЬ
Жители села называли не церковь, а «церква». Она всегда была расположена в центре села на площади на самом интересном месте. На этой же площади было помещение волостного правления и единственная школа. Церковь и сейчас стоит там же, но теперь это уже не церковь, а дом культуры колхоза "Победа". Церковь была деревянная, но довольно большая, и, надо сказать, внушительная, красивая, с высокой колокольней. Внутри церкви под потолком располагался клирос для церковного хора. На этом клиросе (ярусе) во время богослужения и располагался церковный хор. Хор пел очень красиво, он состоял из голосистых деревенских парней, которых подбирал для этого регент. Было немало людей, особенно из молодых, которые приходили в церковь не ради того чтобы помолиться господу богу, а для того, что бы послушать пение хора.
Современное состояние церкви, построенной в селе Ундино-Поселье в 1861 году
(фото Р.Гордеева)
|
Поставив
свечу, каждый избирал себе место в церкви и становился лицом к алтарю, молился.
Колокольня была закрыта, доступ туда был открыт только для звонаря. А вот в
пасхальные дни целую неделю разрешалось подниматься на колокольню каждому
желающему и не только подниматься, но и звонить в колокола. Как я любил
звонить! В самый большой праздник, в пасху, когда был свободным доступ на
колокольню, я с нетерпением ждал утра, чтобы скорее забраться на колокольню и
начать звонить в колокола. Я звонил, а у самого сердце замирало, что-то
музыкальное получалось. Да, действительно, с помощью этих колоколов можно было
создать музыкальную мелодию. Сейчас я не помню, где читал, что поп снял с
работы звонаря за то, что он на колоколах играл Интернационал.
Поп
являл из себя не только богослужителя, он был третьим лицом сельской волостной
власти. Власть у нас в селе тогда осуществляли: волостной старшина, стражник и
поп. У попа были 3 помощника, служителя церкви: регент, дьякон и псаломщик.
Регент видимо имел какое-то музыкальное образование, он руководил хором, подбирал
для этого голосистых ребят.
Псаломщик - низший чин церкви. Он не всегда и не везде был убеждённым верующим, служил
потому, что ему платили. Попа все боялись, особенно женщины и дети. Бывало мы
малыши, разыгравшись в улице, немедленно разбегались по дворам, когда появлялся
на улице поп. В школе поп был обязательным преподавателем, учителем. Преподавал
он "закон божий", причём ему отводились самые лучшие часы – два
первых урока утром. Самым злющим попом был "отец" Виталий. Мой отец
не любил попов, он говорил: «Попы – дармоеды». Я не любил закон божий и всегда
по этому предмету получал низкие оценки. Поп как-то обозлился на меня, ударил
меня линейкой по голове и сказал со злостью: такой же упорный как отец.
Да поп
"служил" народу и жил за счёт народа. Я не помню, в какое время, но
это было зимой, поп обходил, объезжал все дома села. Он ходил в том же одеянии,
что и при богослужении в церкви, в рясе, с крестом в руке. За ним двигалась
целая процессия, люди несли хоругви, различные иконы. А за этой процессией
двигались конные подводы. В каждом доме поп совершал какую-то службу, пел,
кадил кадилом, а хозяева дома в это время укладывали на подводу для попа
какие-то продукты: мясо, муку, яйца, молоко. По сути дела это богослужение было
ни чем иным, как сбором продуктов для попа. Этими поборами поп обкрадывал
православный люд.
Продолжение следует...
Это церковь не в Ундино-Поселье, а в селе Новоивановка.
ОтветитьУдалитьАлександр, есть данные кто строил церковь и в какие годы???
ОтветитьУдалитьВ разделе ЦЕРКОВЬ есть фото с подписью, что церковь была построена в 1861 году
Удалить