суббота, 17 января 2015 г.

Обычаи в селе Ундино-Поселье. Третья часть воспоминаний Панова Ивана Степановича

Обычаи в селе Ундино-Поселье. Воспоминания И.С.Панова

Вторую часть воспоминаний И.С.Панова читайте здесь.

Праздники


Большие религиозные праздники жителями села обязательно соблюдались.


ПАСХА


На селе этот праздник называли "паска". Пасха - самый большой, самый продолжительный праздник. Он длился неделю. Пасха праздник весенний, последние апрельские дни – начало мая. Но не все жители праздновали полную неделю, ибо эти дни были днями весенне-полевыми. Надо было хлеб сеять, поэтому хорошие хозяева праздновали два - три дня, а потом отправлялись на поле, на пашню. Это естественно, упустить сроки сева было нельзя.



Чем был характерен этот праздник? В каждой семье варили много яиц, причём яйца обязательно красили луковой шелухой и в таком виде подавали на стол себе и гостям. Детишки кушали яйца за столом и брали с собой на улицу. Там они играли яйцами на яйца. Один положит своё на землю, второй своё катит по доске и, если его яйцо попадало в лежащее на земле, он его забирает, выигрывает. А если промахивается, проигрывает своё. В каждом доме в этот праздник хозяйки пекли куличи. Их тоже называли «паской». Это стоячее печенье пеклось из самой первосортной муки. Верх пасхи-кулича, «голову» обмазывали взбитыми сливками, и украшали разноцветными леденцами.

До праздника пасхи, мне помнится, был пост. Долго, по моему, в течение месяца с небольшим, люди постовали, т. е кушали только постное. Не кушали животных жиров, молочных изделий и мяса. Поэтому в первый же день праздника начиналось пиршество. Наголодавшиеся за период поста люди начинали с большим аппетитом поедать всё скоромное: мясо, молоко, жиры животные.

Накануне праздника была «всенощная», всеночная. В эту ночь спать было нельзя. В районе церкви в эту ночь проводилось праздничное шествие, гуляние, в котором участвовали в основном молодые люди. Пиршество во всех домах начиналось утром в день праздника. Это было очень радостное праздничное явление.

КРЕЩЕНИЕ


Этот праздник праздновался в зимнее время, когда были жгучие морозы, в январе. Этот праздник ещё называли "Иван креститель".  Вот почему поп дал мне при крещении имя Иван, родился я шестого января. Что было интересного в этот праздник? Обман невежественного религиозного человека. В этот праздник на реке Унде во льду делался проруб, вскрывалась вода. Поп со своими помощниками, с крестом в руках, в этот трескучий мороз в сопровождении взрослого населения направлялся к этой проруби и "святил" воду. Поп взмахивал крестом, обмакивал его в воде, и это считалось, что он воду освятил. Многие люди считали, что если попьешь этой воды, то избавишься от болезней. Приходили сюда с посудой и набирали из проруби воду, несли домой. Немало там было также "энтузиастов", страдающих какой либо болезнью. Они тут же становились на колени и пили эту студёную воду прямо из проруби. И не случайно после этого заболевания простудой резко увеличивались.

Замечательной закуской в этот праздник был "окорок". Окорок - это целое стегно молодой свиньи, подсвинка. Шкура забитой свиньи тогда не снималась, а опаливалась. Где то в огороде разводили костёр, в него бросали хворост, тушу забитой свиньи мужчины на длинной жерди держали над костром и волос опаливался, сгорал. Потом тушу тут же в стороне от костра укладывали на солому, обливали горячей водой, покрывали толстой холстиной и на некоторое время садились на неё. В основном на туше восседали весёлые мальчишки. После этого мужчины ножами соскребали нагар с кожи. Опал производился тщательно, волоса и грязи на туше не оставалось. Одно стегно туши этой забитой свиньи готовилось на окорок. Женщины его хорошо обмывали, потом обмазывали толстым слоем теста из ржаной муки и помещали протопленную русскую печь. Стегно в тесте постепенно запекалось на зольном жару.

По мере готовности стегно вынимали из печи, снимали корку из теста, а потом отопревшую шкуру. Шкура снималась легко, свободно и обнаруживалось красивое, ни чем не тронутое мясо. В мясо сверху хозяйка втыкала гвоздику. И вот в таком виде это стегно холодным ставилось на стол на большом блюде. Была очень вкусная закуска. Так и хочется сейчас вооружиться ножом и вилкой отрезать этого окорока и закусить. Очень вкусная закуска - мясо, запечённое в тесте.

МАСЛЕНИЦА


Этот праздник жители называли масленкой. Праздник относился к концу зимы, праздновался в феврале. По сути дела это было прощание с зимой. В дни праздника все катались на лошадях. Молодёжь и даже дети носились по селу верхом на скакунах разной масти, в том числе и на самых молоденьких лошадках, только что обученных. Хвосты лошадей заплетались, а в гривы вплетались различного цвета ленты. 
Сколько было радости в этот праздник, особенно у детей! Катались два или три дня подряд. Не менее интересным в этот праздник был "ГОРОД". За рекой на ровном месте из слежавшегося снега строился город- крепость, Стена города выкладывалась из крупных кусков снега. Устраивались маленькие ворота и проходом. По бокам перпендикулярно к стене выкладывались две прочные стены, на которых располагались защитники крепости. Вооружённые кусками снега они защищали город и отбивали натиск нападающих. Город брали, пытались взять или сломать смельчаки на хороших скакунах. Тот, кто свалит город, получал премию, однако взять его было не просто. Конь обычно останавливался у города, от страха становился на дыбы,  и на него и на седока летели, как град, куски снега различной величины. Обычно многие пытались одержать победу, однако защитники успешно отбивали атаки. Кони брыкались, поворачивались и уносили всадника обратно. Но всё-таки находился "герой" этого штурма, разрушал город под бурные возгласы всех присутствующих. На этом интересном зрелище присутствовало всё население. По сути дела это было проводом зимы.

Снежный город В.Суриков. Взятие снежного городка
Снежный город (рисунок И.С.Панова) В.Суриков. Взятие снежного городка


ПОКРОВ


В каждом селе был свой престольный праздник. В Ундино-Поселье престольным праздником был Покров. Престольный праздник обязательно соблюдался в каждом селе. Покров был замечательным праздником потому, что он проходил тогда, когда все полевые работы окончены, когда собран урожай. Был он более богатым и весёлым, если лето было урожайным.

Почему этот праздник назывался Покровом? Точно я не знаю. Сказывается плохое изучение «Закона божьего» в школе. Может быть и потому, что он происходил в осеннее время, причём в это время почти ежегодно выпадал маленький снег и покрывал землю. Престольный праздник привлекал большое количество различных гостей. К празднику съезжалось много родственников и знакомых из многих сёл.

ЦЕРКОВЬ


Жители села называли не церковь, а «церква». Она всегда была расположена в центре села на площади на самом интересном месте. На этой же площади было помещение волостного правления и единственная школа. Церковь и сейчас стоит там же, но теперь это уже не церковь, а дом культуры колхоза "Победа". Церковь была деревянная, но довольно большая, и, надо сказать, внушительная, красивая, с высокой колокольней. Внутри церкви под потолком располагался клирос для церковного хора. На этом клиросе (ярусе) во время богослужения и располагался церковный хор. Хор пел очень красиво, он состоял из голосистых деревенских парней, которых подбирал для этого регент. Было немало людей, особенно из молодых, которые приходили в церковь не ради того чтобы помолиться господу богу, а для того, что бы послушать пение хора.

Современное состояние церкви, построенной в селе Ундино-Поселье в 1861 году
(фото Р.Гордеева)
Приятное впечатление производил на людей колокольный звон. Благовест его называли – торжественный звон. В колокола звонил звонарь по указанию попа. Этим звоном он созывал жителей села на богослужение – к обедне или к вечерне. Каждый входящий в церковь тут же покупал свечу, подходил к иконостасу, зажигал её от другой свечки и ставил к какой-либо иконе по своему усмотрению. Люди победнее покупали свечу подешевле – за 5-10 копеек, а богатые брали за 50 копеек или даже за рубль. Рублёвая свеча была большая, толстая и обвита полоской бумаги золотого цвета. На того, кто покупал рублёвую свечу, все обращали внимание, а потом говорили: смотрите, он даже рублёвую свечу поставил!

Поставив свечу, каждый избирал себе место в церкви и становился лицом к алтарю, молился. Колокольня была закрыта, доступ туда был открыт только для звонаря. А вот в пасхальные дни целую неделю разрешалось подниматься на колокольню каждому желающему и не только подниматься, но и звонить в колокола. Как я любил звонить! В самый большой праздник, в пасху, когда был свободным доступ на колокольню, я с нетерпением ждал утра, чтобы скорее забраться на колокольню и начать звонить в колокола. Я звонил, а у самого сердце замирало, что-то музыкальное получалось. Да, действительно, с помощью этих колоколов можно было создать музыкальную мелодию. Сейчас я не помню, где читал, что поп снял с работы звонаря за то, что он на колоколах играл Интернационал.

Поп являл из себя не только богослужителя, он был третьим лицом сельской волостной власти. Власть у нас в селе тогда осуществляли: волостной старшина, стражник и поп. У попа были 3 помощника, служителя церкви: регент, дьякон и псаломщик. Регент видимо имел какое-то музыкальное образование, он руководил хором, подбирал для этого голосистых ребят.

Псаломщик - низший чин церкви. Он не всегда и не везде был убеждённым верующим, служил потому, что ему платили. Попа все боялись, особенно женщины и дети. Бывало мы малыши, разыгравшись в улице, немедленно разбегались по дворам, когда появлялся на улице поп. В школе поп был обязательным преподавателем, учителем. Преподавал он "закон божий", причём ему отводились самые лучшие часы – два первых урока утром. Самым злющим попом был "отец" Виталий. Мой отец не любил попов, он говорил: «Попы – дармоеды». Я не любил закон божий и всегда по этому предмету получал низкие оценки. Поп как-то обозлился на меня, ударил меня линейкой по голове и сказал со злостью: такой же упорный как отец.

Да поп "служил" народу и жил за счёт народа. Я не помню, в какое время, но это было зимой, поп обходил, объезжал все дома села. Он ходил в том же одеянии, что и при богослужении в церкви, в рясе, с крестом в руке. За ним двигалась целая процессия, люди несли хоругви, различные иконы. А за этой процессией двигались конные подводы. В каждом доме поп совершал какую-то службу, пел, кадил кадилом, а хозяева дома в это время укладывали на подводу для попа какие-то продукты: мясо, муку, яйца, молоко. По сути дела это богослужение было ни чем иным, как сбором продуктов для попа. Этими поборами поп обкрадывал православный люд.

Продолжение следует...

Нажмите, пожалуйста, на кнопочки:

3 комментария :

  1. Это церковь не в Ундино-Поселье, а в селе Новоивановка.

    ОтветитьУдалить
  2. Александр, есть данные кто строил церковь и в какие годы???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В разделе ЦЕРКОВЬ есть фото с подписью, что церковь была построена в 1861 году

      Удалить