воскресенье, 22 января 2012 г.

Воспоминание пятое. Спасательные работы

Предыдущие детские воспоминания Вы можете прочитать в статье "Новые воспоминания"

Этот сюжет и размышления по поводу спасательных работ вошли в мою книгу "Воспоминания спасателя" в качестве пролога. Сначала хотел отсюда его убрать, но, поразмыслив, оставил. Книга - книгой, а блог - блогом.


С приятелем Вовкой Кононенко мы играем в сенях нашего дома. В углу стоит бочка с водой. Бочка большая. Вовка зачем-то снял крышку с бочки и заглядывает в нее, стоя на табуретке. Может быть, он хотел набрать воды в ковшик? Воды в бочке не очень много. Примерно половина. Вдруг Вовка падает в бочку вниз головой. Из воды видны только ноги. Взрослых рядом нет. Я забираюсь на скамейку и, схватившись за ноги, тяну к себе. Неожиданно для меня удается почти полностью вытянуть этого горе-ныряльщика из воды. Вовка, ухватившись за край бочки, помогает мне завершить спасательные работы. Рассказывать об этом случае взрослым мы боимся, но приходится, так как Вовка весь мокрый. Боялись зря - нас почти не ругают. Я долго думаю, почему же я так легко вытащил его из воды. Ведь когда мы устраиваем чемпионат двора по борьбе, его поднять значительно труднее. Первое применение на практике закона Архимеда оказалось удачным. Все могло закончиться гораздо хуже.

Опыт проведения спасательных работ в дальнейшей жизни будет расширяться и углубляться. В воспоминаниях будут кратко описаны еще четыре эпизода. Спасательные работы в пещере Шорской, когда руководитель похода Генрих сломал себе бедро.
Неудачная экспедиция 1971 года, во время которой приходилось непрерывно заниматься спасательными работами
Участие в событиях 1975 года на горе Фишт, когда во время пурги в горах погибло более 20 человек плановых туристов. 
И, наконец, спасательные работы в пещере Ленинградской в 1986 году, когда Севка Морозов, сын моего московского приятеля Саши Морозова, после припадка эпилепсии, случившегося с ним в пещере, отказался подниматься по входному колодцу. В последнем эпизоде основную роль сыграли законы механики (из области «научного перетягивания каната» через блок) - еще одного направления деятельности, которым я занимаюсь после окончания физфака Новосибирского университета в 1973 году.
Спасатель
Тут хотелось бы заметить, что рекомендуемый во всех пособиях по проведению спасательных работ в горах подъем пострадавшего при помощи полиспаста неоднократно успешно применялся, в том числе и мной, но только во время проведения тренировок или соревнований спасательных отрядов на земной поверхности. На практике, в реальных условиях проведения спасработ в пещерах, я подтверждений этому не увидел. А вот изменение направления усилия при помощи блока успешно применялось всегда: и когда усилие создавалось двумя десятками человек, и когда это усилие равнялось весу одного человека, правда, не самого худощавого.

Если Вам понравились мои воспоминания, поделитесь с друзьями, нажав на кнопку любимой социальной сети.

А чтобы не пропустить следующие статьи, подпишитесь на обновления моего блога.



Нажмите, пожалуйста, на кнопочки:

4 комментария :

  1. Жду продолжения о спасательных работах. Про гору Фишт где то читал. Не знал о твоем участии, интересно из уст очевидца услышать.

    ОтветитьУдалить
  2. Приеду из командировки - посмотрю, что есть для иллюстраций. Потом запустим с текстом.

    ОтветитьУдалить
  3. А командировка надолго?

    ОтветитьУдалить