четверг, 25 декабря 2014 г.

Ундино-Поселье. Первая часть воспоминаний Панова Ивана Степановича

Ундино-Поселье. Воспоминания И.С.Панова

Коротко об авторе воспоминаний:
Панов Иван Степанович
На фотографии И.С.Панов в 1936 году в Уссурийске в должности комиссара батальона

Родился 6 января 1904 года в селе Ундино-Поселье, Балейского района.

С 1926 по 1938 год служил в Красной армии. Участвовал в конфликте на КВЖД в 1929 году. В 1938 году до места боев на озере Хасан их часть не дошла. Пока их полк туда из Уссурийска добирался, конфликт закончился. Уволен в запас в 1938 году.

С 1938 по 1964 год жил и работал в г.Балее.

Вначале кладовщик в Союззаготкож (1938-1940 гг). Затем военрук (с 1940 по 1943 в школе №5, и с 1943 по 1945 в педучилище). С 1945 г (после отмены начальной военной подготовки в школах) физрук и преподаватель методики  рисования в педучилище. С 1948 по 1950 –заведующий гороно. С 1950 по 1952 г.г. – председатель горисполкома. С 1952 по 1964 год начальник отдела кадров геологической экспедиции комбината «Балейзолото».

Скончался в 1988 году. Похоронен в г.Дзержинск Нижегородской области.


Несколько лет назад я вдруг почувствовал, что меня зовет к себе в гости Забайкалье, моя маленькая Родина. Дважды, в 2010 и 2013 годах, мы были в самом начале этого дорогого  мне  сибирского  края, на восточном берегу северного Байкала, в водолечебнице Хакусы. Но проехать дальше никак не удавалось. Хотя по прямой от Хакусов до Балея оставалось меньше 1000 км. Для европейской части России, с ее более-менее развитой дорожной сетью, это не расстояние. А в Забайкалье, где прямых дорог (и даже просто направлений) нет, совершить короткое путешествие по указанному маршруту оказалось весьма затруднительно.


Возможно, что в следующем 2015 году моя давняя мечта побывать в родных местах может осуществиться. Предварительно этот вопрос на семейном совете уже обсужден. На северный Байкал не поедем, а отправимся сразу в Балей. Начинаем готовить маршрут.

И начну я эту подготовку с редактирования, перевода в электронную форму и публикаций в блоге воспоминаний моего деда Панова Ивана Степановича, которые он написал в 1970х годах. Первая часть воспоминаний - «Наши предки». Первая глава этой части - «Ундино-Поселье».

Зов предков…

Для того, чтобы читателю было сразу понятно современное состояние и расположение Забайкальского села Ундино-Поселье, откуда произошел один из двух моих корней, приведу сведения из Википедии, куда часто приходится обращаться для получения различных справок и иллюстраций.

Итак, современное состояние:

Ундино-Поселье

Страна
Россия
Субъект федерации
Забайкальский край
Муниципальный район
Балейский
Сельское поселение
Ундино-Посельское
Координаты
51°25′18″ с. ш. 116°14′17″ в. д.
Основан
1736 год
Прежние названия
Ундинское
Население
1183 человек (2010)
Часовой пояс
UTC+9
Почтовый индекс
673433
Автомобильный код
75, 80

География

Село расположено в 18 км от реки Онон‚ на ее правом притоке — реке Унда‚ в 45 км к юго-западу от районного центра, города Балея. В состав сельского поселения «Ундино-Посельское» входит также село Джида.

История

Основано в 1736 году крестьянами-переселенцами из западной России. В XVIII—XIX веках известно как селение Ундинское, Успенской волости. В ХIХ веке селение пополнялось отбывшими сроки каторги и определенными на бессрочное поселение в Сибири. Среди жителей было много татар‚ белорусов, украинцев, поляков. Основное занятие жителей — земледелие и скотоводство. В 1861 году была построена церковь. В годы коллективизации создано 5 колхозов, объединенных в 1950 году в колхоз «Победа» (Председатель — Андрей Петрович Десятник‚ Герой Социалистического Труда). В 1970—1980-х годах появились новые улицы. Возведено трёхэтажное здание детского комбината с плавательным бассейном.

Предприятия и культура

В селе действуют ферма, МТС, маслозавод, мельница, хлебопекарня, пошивочный цех, бензозаправка. Так же имеются: средняя школа, детский сад, Дом культуры (с 1956 года), библиотека, сельская участковая больница‚ почта‚ сберкасса. Основное занятие жителей — сельскохозяйственное производство в коллективном (колхоз «Победа») и личных подсобных хозяйствах.

Известные жители
  • Толочкин, Василий Иннокентьевич (1919—1977) — полный кавалер ордена Славы
  • Гладков, Фёдор Васильевич (1883—1958) — писатель, работал в селе учителем в 1920 году (ошибка в Википедии – в действительности он работал в сельской церковно-приходской школе в 1902-1903 годах).

Далее идет текст воспоминаний моего деда Панова Ивана Степановича, которые он написал по моей просьбе в семидесятых годах прошедшего века.


УНДИНО-ПОСЕЛЬЕ

         Как-то в пятидесятых годах в газете «Забайкальский рабочий» была напечатана статья. Что-то о балейском районе. В ней, в частности, про реку Унда было сказано так: «Здесь течет красавица река Унда.». Тогда читатели газеты смеялись над словом «красавица». И смеялись не случайно, ибо в это время Унду назвать красавицей было трудно. Воды ее были загрязнены и даже отравлены отходами золотоизвлекательной фабрики комбината «Балейзолото», а долина перепахана драгами.

         В прежние времена река действительно была красавицей. А долина ее обладала замечательной растительностью. По ее берегам росли кусты черемухи, дикой яблони, боярки. И когда они весной расцветали красивыми бело-розовыми цветами, то по всей долине благоухал приятный аромат. А сколько ягод было на этих кустах!..

         Река Унда была хорошей житницей. В ее водах водилось много различной рыбы. Крупного рыбного промысла на реке не было. Рыбу ловили все желающие для своего стола: удочками, заездками, кубарями. Заездок – это изгородь из различных прутьев, в основном из тальника, которой перегораживали протоку реки, если она была в каком-то селе. В одном месте этой изгороди делался ложный проход, который оканчивался «мордой» - ловушкой. Крупная рыба стремилась проникнуть через изгородь, находила этот проход, устремлялась в него и оказывалась в ловушке.

         Отдельные любители рыбного стола ставили в реку кубарь, сплетенный из прутьев. В этот кубарь рыбу заманивали. Помнится, что в кубарь клали кости животных. Узкий конец кубаря затыкали пучком травы, чтобы рыба через него не могла уйти. Надо сказать, что ловля рыбы была расчетливой, разумной. В «морды»-ловушки попадалась только крупная рыба, а мелкая сквозь изгороди проникала свободно и сохранялась. В кубарь попадала и мелочь, но она рыбаками отпускалась на волю.


Заездок Кубарь
Заездок (рисунок И.С.Панова) Кубарь (рисунок И.С.Панова)



         Вода в Унде была светлой, чистой и теплой. Она на своем большом пути согревалась жаркими солнечными лучами. Купались в реке все, и особенно молодежь. А дети в летнюю жару из воды просто не вылезали, ходили купаться по нескольку раз в день. Унда - река небольшая и спокойная. Только иногда в дождливые летние периоды выходила она из берегов и бушевала. Протяженность ее от истоков до устья видимо, километров 250 – 270. Из них по балейскому району – 120 – 130. Остальное расстояние она пробегает по территории соседнего, шахтаминского района.
Примечание:
Из Википедии: Унда — река в Забайкальском крае. Правый приток реки Онон, относится к бассейну Тихого океана. Берёт начало в восточных отрогах хребта Кукульбей на высоте около 1000 м на уровнем моря. Впадает в реку Онон в 57 км от его устья. Длина 273 км.
         Вот на этой реке в 10 – 15 км от ее устья, где она впадает в более крупную реку Онон, и находится село Ундино-Поселье – наша Родина. Здесь родились я и бабушка Клава. Правда моя мать, Марфа Васильевна, говорила, что она родила меня не в селе, а в зимовье (на заимке) в пади Дылгэр, которая расположена в 5 км от села Ундино-Поселье.
Вики-карта Ундино-Поселья Ундино-Поселье
Вики-карта Ундино-Поселья Ундино-Поселье. Фото Романа Гордеева


         По видимому, село называется так из-за того, что в более ранние времена здесь поселялись люди, сосланные сюда царским правительством за различные провинности из разных районов центральной России.

         Расположилось село по обоим берегам реки Унда. Одна его (большая) часть расположена на устье долины под бурятским названием Кацыкен. Другая, заречная – на устье пади Затурула. Говорили, что здесь до появления села находились бурятские поселения. Это, между прочим, подтверждается тем, что где бы вы с бурятами не беседовали, они ничего не могли сказать ни о селе Ундино-Поселье, ни о месте его нахождения. Но когда называли слово «Кацыкен», они сразу восклицали: «О, кацыкэнэ, нахомо, нахомо!».

         Много здесь было и других бурятских названий, таких как реки, лощины и отпадки: Унда, Калангуй, Дылгер, Сарбактуй, Талангуй и др. В районе устья реки Унда, где нет никакого леса, на небольшой возвышенности имеется сосновая роща. Откуда она там появилась, остается загадкой. Рассказывают, что по легенде эту рощу создал Чингис-хан. Конечно, это легенда, но кто знает, возможно, что это так и есть.
Чингиз-Хан
Великий хан

Великий хан всех монголов Чингиз-Хан         

         Село Ундино-Поселье было богатым. Большинство селян жили в большом достатке, зажиточно. Работали в своем хозяйстве очень много. Начинали работу далеко до рассвета и заканчивали поздно вечером. Это на улице, во дворе. Потом, после ужина, при свечке обязательно еще что-нибудь делали: обрабатывали кожу скотскую на обувь, овчины на шубу, на доху. Делали различные ремни на вожжи, на веревки и др.

         Можно было наблюдать такую картину: отец сидит и мнет в руках сырые ремни, а сыновья на тальках делают (мнут) сырую кожу. Женщины чулки вязали. Все это делалось молча и до тех пор, пока отец не даст сигнал к отбою. Спать ложились все одновременно. Для молодых членов семьи это было скучно, но такой уж обычай был. Ранним утром поднимались и шли на работу до завтрака. Размявшись достаточно, шли в избу и принимали пищу. Аппетит после разминки был очень хорошим.

         Трудились очень много, причем было позорным выезжать на работу за сеном или за дровами, когда уже было светло. Таких работяг просмеивали. Трудолюбивыми люди были, видимо, потому, что, приехав сюда с безземелья, добрались, что называется, до земли и работали не покладая рук. Так и осталось у ундинопосельцев это трудолюбие.

Примечание. В интернете нашел ссылку на заметку писателя Ф.В.Гладкова про Ундино-Поселье, содержание которой прямо противоположно воспоминаниям деда - очевидца и участника этой дореволюционной жизни в селе. Вот текст этой ссылки: 
…В Ундино-Поселье (в 1902-1903 годах) жил и учительствовал выдающийся советский писатель Ф.В. Гладков. Его первые рассказы и очерки печатались в газете «Забайкалье» 1903 – 1906 гг. Здесь была помещена и заметка о безысходной нужде ундино-посельцев. Гладков охарактеризовал этот поселок как «захолустье», куда голод «живого мира» редко достигают. (подчеркнуто мной)
То, что по сравнению с губернским городом Екатеринодаром, где до отъезда в Забайкалье жил будущий писатель, Ундино-Поселье с точки зрения постороннего приезжего человека в то время можно было назвать «захолустьем»,  понять еще можно. Но вот последнюю часть текста этого предложения перевести на современный русский язык никак не получается. Ну а про «безысходную нужду» этот «выдающийся советский писатель» скорее всего, приукрасил, чтобы подчеркнуть трудности и важность своей просветительской работы в этом селе. Ф.В.Гладков, считающийся классиком социалистического реализма, автор известных романов эпохи «Цемент», «Энергия», написанного в Забайкалье цикла рассказов "На каторге" (1904-1905), материалом для которого послужило изучение условий труда и быта каторжников в Горном Зеренуте, Нерчинском заводе и Мальцевском руднике. Рассказы "На каторге" были впервые напечатаны в читинской газете “Забайкалье” в 1904 и 1905 годах.
Ф.В.Гладков у М.Горького Ф.В.Гладков
Ф.В.Гладков у М.Горького в Сорренто (1930г) Ф.В.Гладков (май 1941г)
Нажмите, пожалуйста, на кнопочки:

5 комментариев :

  1. Увгений Уваров27 декабря 2014 г., 03:34

    Прочитал с большим интересом. Большое мерси.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Будет еще три части. Я собрался летом 2015 с женой и двумя средними внуками в Забайкалье в Улан-Удэ и в Балей. Надеюсь, что удастся побывать и в Ундино-Поселье. Билеты на самолет уже купил (припугнул "прыгающий" рубль и интервью какаго-то клерка из Аэрофлота, что с в 2015 году будут пересматривать цены на билеты. А у нас сейчас любой пересмотр выливается в увеличение. Вот и купил. Начнем с дацанов вблизи Улан-Удэ, потом поездом до Приисковой. Далее в Балей...

      Удалить
  2. лето не за горами, вот уже, как у Вас с поездкой на Малую Родину? (случайно зашедший посетитель страницы, по-видимому, надолго)

    ОтветитьУдалить
  3. Александр28 мая 2015 г., 20:03

    Подготовка поездки идет по заранее намеченному плану. Правда Аэрофлот рейс в Улан-Удэ отменил. Но есть и другие авиакомпании. На сегодня результаты подготовки такие: куплены билеты до Москвы, из Москвы до Улан-Удэ, забронирована гостиница в Улан-Удэ, заключен договор на экскурсии вокруг Улан-Удэ. В начале июня приобретаем билеты от Улан-Удэ. до Приисковой. А до Балея рукой подать...

    ОтветитьУдалить
  4. Для Александра. Когда размещаете фото моего деда указывайте хотя бы, авторство. Фото моего деда в Сорренто с Горьким именно я, в публичное пространство разместил, из своего архива, после реставрации, ибо его никогда никто не использовал, по причине винного пятна на нём. Фото 1941 года, когда он перед войной, в мае, приезжал на родину, в Пензу, тоже из моего архива. Деда моего никто, никогда, официально, "выдающимся" писателем не называл, он всегда был "известным" писателем, в СССР. И, вовсе не советским, а, русским-советским писателем, т.к. начал писать ещё в 1900 году. Так что, Ваша насмешка, над моим дедом (цитирую) "...этот «выдающийся советский писатель»...", неуместна. В Екатеринодаре, Ф.В. Гладков учился в 1900 - 1902 г.г., а жил он там, т.к. его родители приехали туда на заработки. В Забайкалье, Гладков поехал, в ноябре 1902 г., потому, что его родители были сосланы в ссылку в Сретенск, хотел быть рядом к ними и готов был работать, учителем в церковно-приходской школе, без достойного жалования, сам, в нужде, находясь. Ф. Гладков старался писать правдиво о том, что сам видел. Кстати, именно поэтому, в газете "Забайкалье" (Чита) редакторы, практически всю неугодную власти часть, в цикле рассказ "На каторге" подвергли цензуре и вырезали, да так, что дед просто не узнал своих произведений, хотя, именно по заданию этой газеты, он посещал тюрьмы Нерчинского Завода, Горного Зерентуя и Мальцевскую женскую, проверяя и описывая условия жизни, содержания и быта каторжан.

    ОтветитьУдалить