суббота, 6 декабря 2014 г.

Green Submarines in Chaun Bay waters

Валькумей. Чукотка. Детские воспоминания

            Как-то в сетях Интернета мне попался стишок (см.ниже). Я его скопировал и отправил в архив. Сегодня он мне так же неожиданно, как и в первый раз, попал на глаза. И послужил поводом для очередной порции ностальгических вомпоминаний.
Некий джентльмен жил на Чукотке,
Потреблявший немерено водки.
Похмелившись вином,
Мог сразить гарпуном
Нерп, моржей и подводные лодки!..
А.Карпов



Уже нежилой нижний поселок Валькумея
 Летом 1960 года наша семья приехала на Чукотку, где на руднике Валькумей, поселок которого располагался на высоком берегу Чаунской бухты, отец устроился на работу мастером. Первое время после приезда на Север мы жили в одном из стоящих вблизи берегового обрыва бывших лагерных бараков, которые переделали в общежития. Место в мужском бараке для нас и семьи приехавших с нами дальних родственников Уваровых, у которых было двое маленьких детей, отгородили от общего жилого помещения занавесками. Так продолжалось пару месяцев, пока в единственном на нижнем поселке двухэтажном доме (местные говорили, что это было управление лагеря, который закрыли после отмены «Дальстроя») нам (опять на две семьи) не выделили на первом этаже комнату. Комната была перегорожена фанерной стенкой. Для нас на Валькумее это было последнее место жительства (весной 1962 гола мы переехали наКомсомольский), а Уваровы, кажется в начале 1961 года, получили квартиру на верхнем поселке. В это время там велось активное строительство жилья, школы и дома культуры.

Верхний поселок Валькумея. Тоже не жилой.
Но это было потом, а пока, летом 1960 года, мы обитали в бараке у обрыва. С местными ребятами я еще не успел познакомиться и гулять на улицу ходил в одиночку. Так близко от моря мы раньше не жили, поэтому моим любимым уличным развлечением стало наблюдение за бухтой. Ходить на берег без взрослых мне в первое время не разрешали. Для наблюдения я выбрал удобное место на верхней части обрыва за старым клубом, на котором висел динамик, через который жителей бараков развлекали разными популярными в то время мелодиями. К вечеру, когда солнце, пробежав по небу свой обычный путь, спускалось к северной стороне горизонта и освещало поверхность бухты розовыми лучами, работники клуба обычно ставили пластинку с танго «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…». Но это оно в песне прощалось, а наяву заката не происходило. Покачав на волнах бухты свое отражение, солнце начинало снова подниматься к зениту, смещаясь на восток.

Солнце на северо-западе. Над морем туман.
Смотреть на море я мог часами. Особенно интересно было разглядывать редкие катера, которые два-три раза в день проплывали мимо на юг, скрываясь за выступающим в море мысом от любопытных глаз, усиленных стареньким цейсовским биноклем, который дал мне на время один из жителей нашего барака. Иногда в волнах можно было разглядеть голову нерпы, которая на некоторое время приближалась к берегу, привлекаемая, как я потом понял, рыбной мелочью, которая небольшими стайками проплывала по течению вдоль берега. Иногда вдали на берегу были видны рыбаки, устанавливающие невод при помощи длинного шеста или вытягивающие его с добычей из вод морских. Работа в шахте была по сменам, свободного от смен народу хватало, и рыбной ловлей народ занимался круглосуточно, сменяя друг друга на берегу, как на корабельной вахте.

От кого-то я услышал, что тут можно увидеть и военные корабли и даже подводную лодку. Это еще больше разожгло мое любопытство. И действительно, однажды мне повезло. Дело было днем, море было спокойным и видно все было очень хорошо.

Как первая подводная лодка возникла на поверхности бухты недалеко от мыса, я не заметил, так как в этот момент наблюдал в бинокль за дальним берегом острова Айон. Когда я бинокль опустил, лодка уже заворачивала за мыс и через несколько секунд скрылась. Расстроившись, я несколько минут рассматривал море без бинокля. И был вознагражден! Вначале из-под волн появилась небольшое продолговатое сооружение, которое оказалось верхней частью корпуса подводной лодки, быстро всплывшей на поверхность. После этого лодка уже в надводном положении быстро пошла на юг, и, как и первая, спряталась за мысом. Ага, понял я, еще одна! Значит, тут их может быть еще несколько! Так оно и оказалось. С небольшим перерывом по времени почти на одном и том же месте всплыли еще семь подводных лодок, проделавших тот же маневр, что и первые две. Этот неожиданный военно-морской парад привел меня в полный восторг! Очевидцем такого события я раньше не был. Как оказалось, что и потом такого количества субмарин в бухте я уже не видел. Одиночные подлодки удавалось видеть еще несколько раз. Но такого шикарного морского зрелища я больше не наблюдал. Куда уплывали и откуда приплывали эти лодки я тогда так и не узнал.

Несколько лет назад я рассказал об этом случае отцу, который сказал, что он видел такое несколько раз, и что самое большое количество лодок, которое удалось ему тогда увидеть, было 12. Кроме этого он сказал, что немного дальше на юг вдоль берега бухты, якобы, располагалась небольшая военно-морская база, куда эти подлодки и заходили, чтобы заправиться топливом и пополнить провиант.

            Я думаю, что если бы мы не переехали на Комсомольский, то, немного повзрослев, я попытался бы выяснить, а куда же исчезают эти красивые подводные суда.

            Для иллюстраций этого воспоминания я, увы, без разрешения, использовал несколько цветных фотографий Чаунской бухты, взятых (стянутых) из великолепного альбома жителя современного Певека Алексея Шелухи.
Нажмите, пожалуйста, на кнопочки:

1 комментарий :

  1. Жили в посёлке в одно время... я там родился в 1958 году.

    ОтветитьУдалить