воскресенье, 30 сентября 2012 г.

Закон Промежутка. Часть 2

Продолжаю свои детские и подростковые воспоминания.


Средство от ностальгии


В 1965 году я закончил восьмой класс. В то время дневная школа на поселке была восьмилеткой, поэтому для продолжения обучения добру молодцу пришлось выбирать из трех путей один: интернат в Певеке, вечернюю школу в поселке или техникум на материке.

Семейный совет рассмотрел весь предложенный список и выбрал третий путь. И поехал я на Урал, где в городе Нижний Тагил был техникум имени братьев Черепановых, тех самых, что изобрели русский паровоз. Прииск дал направление на учебу. Родители снабдили деньгами, а «Полярная авиация» продала билет на рейс «Апапельхино-Магадан». И полетел я на Урал набираться ума-разума.

В школе я учился хорошо, поэтому вступительные экзамены сдал легко, на все пятерки. Даже диктант умудрился без ошибок написать. Зачислили меня на факультет «автоматики и телеметрии» в группу, обучение в которой проводилось на английском (!?) языке. 


До начала учебы оставалось около месяца. Жил в общежитии. Вечерами от нечего делать ходил в городской парк играть в волейбол и слушать лекции в планетарии. Несмотря на то, что задача поступить на учебу была выполнена, настроение было неважным.

Я с отцом
1965 год. С отцом на участке Южный 
Как-то раз, во время очередной лекции, где симпатичная лекторша подробно объясняла и демонстрировала, как образуется и выглядит оптическое явление, которое называется «полярное сияние», я вдруг понял, что этот большой и грязный город меня душит, окружающие люди раздражают, а дым многочисленных заводских труб мешает дышать и видеть небо…

В общем, я заболел. Ностальгией. А от этой болезни есть только одно действенное средство – дорога. Документы в техникуме мне не отдали. Попытались уговорить остаться, рисуя перспективы, которые открываются в стране Советов для специалиста со среднетехническим образованием, которое дает их техникум. Но было поздно. Болезнь приняла хроническую форму. И я рванул на восток.

Возвращаться на прииск было неудобно – не оправдал возложенных надежд. Поэтому я поехал в Забайкалье, в город Балей, где жили дедушка с бабушкой, и откуда наша семья в 1960 году отправилась осваивать заполярные просторы.

Там я прожил год. Окончил девятый класс. Все, чем занимался, удавалось легко. Начиная от учебы, спорта и кончая известностью в детской комнате милиции, где меня взяли на учет за участие в нескольких кулачных стычках с такими же активными молодыми людьми из других районов города.

Перенесенный год назад приступ ностальгии стал уже забываться. Но тут приехали в очередной полугодовой отпуск родители, забрали меня с собой отдыхать на юг, где своими рассказами о жизни на прииске разбудили заснувшую бациллу.

Метод лечения я выбрал тот же. В конце августа самолет «Полярной авиации», вылетевший из Москвы в Певек по северной трассе, повез меня обратно на прииск. Попытка получить среднетехническое образование провалилась.

«Черт попутал…»


В 1966 году после года, проведенного в г.Балей, где я обучался в 9 классе школы №5, я возвращался на Чукотку из Москвы длинной северной трассой. Самолет летел через Амдерму, Тикси, Диксон, Чокурдах и Нижние Кресты (поселок Черский). Самолет Ил-14 принадлежал «Полярной авиации». Кресло передо мной занимала молодая женщина с сыном, которому было года четыре. На Чукотку они летели впервые. И, оказалось, что тоже на прииск Комсомольский. С малышом мы подружились еще где-то в середине полета. И скучать друг другу не давали – развлекались, как могли. В Чекурдах самолет прилетел поздно вечером, наутро был сильный туман, поэтому вылет несколько раз откладывали. Потом не принимал Певек. Жили в местной гостинице и ходили гулять на берег Индигирки. В результате до места назначения добрались только на третьи сутки. 

В этот день в Апапельхино, кроме нашего самолета, прорвался только еще один борт из Магадана. На улице было прохладно, и все прилетевшие собрались в здании аэропорта. Народу в зале ожидания оказалось немного. Мы уселись в пустующие кресла. Малыш общался с мамой, а я от нечего делать рассматривал пассажиров, скучающих в ожидании прибытия автобуса из Певека. 

Свадьба
1972 год. Свадьба 
На лавочке, стоящей напротив, сидела симпатичная рыжая девочка примерно моего возраста, одетая в тоненький синий плащ. Несколько раз я пытался перехватить ее взгляд, но неудачно. Прекрасная незнакомка не обращала на меня никакого внимания.

В это время в зал вошел чукча в кухлянке и меховых штанах. Мой юный друг, сидевший рядом со мной, при виде хозяина тундры пришел в полное восхищение и, немного подумав, громко завопил: «Мама, это черт?». Народ вокруг рассмеялся. Не сдержалась от смеха и рыженькая. Чтобы рассмотреть юного этнографа ей пришлось поднять глаза…

Так я познакомился с Тамарой. В то время ей было 15 лет. Через шесть лет она сменила фамилию Стукалова на Курепину. 5 августа 2012 года, во время поездки на Терский берег Белого моря мы отметили 40 годовщину свадьбы. 


Нажмите, пожалуйста, на кнопочки:

Комментариев нет :

Отправить комментарий