четверг, 30 августа 2012 г.

Проект «Байкал-2008». Окончание дневника поездки

Три первых части дневника поездки на Байкал были опубликованы ранее.

05.08.08 Вторник.

Наконец-то ночью дождя не было. Поднялись рано. Настроение хорошее. Задачу-минимум выполнили – до Куркулы дошли, коньяк распили, тропу изучили. Дальнейший поход в горы потерял смысл, так как до озера Гитара не дойдем, да и что-то не очень это делать хочется. Все-таки мы за 5 тысяч километров приехали на Байкал, а не в горы. Если бы ехали в горы, то это был бы Алтай. До него ближе. Там совсем другие горы. Более родные и красивые.

Решено. Возвращаемся на берег Байкала. Принимаем лечебные процедуры, «ловим» и едим рыбу, а также общаемся с проходящими мимо туристами.

Провели испытания петард, которые я в качестве средства для отпугивания медведя приобрел в магазине пиротехники в Дзержинске. Вид у этих гранат внушительный, цена тоже (60 р/штука). А вот эффекта практически никакого нет. Может быть, заяц этого шума испугается. Но только если поймет, что издаваемый петардой легкий хлопок – это для отпугивания хозяина тайги. «Раз туристы шумят, значит идет медведь», подумает он, и, на всякий случай, даст деру.

До зимовья на речке Горячая дошли за час. Грибов по дороге навалом. Белые, подосиновики, подберезовики. Черные и сухие белые грузди. Набрали половину пакета (примерно ведро) самых молодых белых и подосиновиков. На обед хватит, а больше и не нужно.

Пока осматривали окрестности зимовья, нас догнали трое молодых туристов из Калуги. Две девушки и юноша. Ходили на Гитару из Байкальского вверх по Горемыке. Теперь хотят уехать обратно на моторке от «санатория». Утром вышли от впадения ручья Пешеходного в Куркулу. Быстро бегает молодежь. Не чета некоторым штатским.

Про погоду на Гитаре рассказывают всякие страсти. Особенно про грозу, которая была в ночь с субботы на воскресенье. Сами они ночевали ниже озера, где ветер не был особенно сильным. А на Гитаре стояла некая группа альпинистов, которым, во время грозы пришлось палатки уложить на землю. Иначе бы их просто сдуло вместе с палатками в озеро. Капли дождя при этом летели практически горизонтально вдоль поверхности воды.

От зимовья до стоянки у базы, если особенно не торопиться, ходу два с половиной часа.
Когда мы подошли к поляне, около берега стояла моторка Пака. Он привез очередную партию народа с рюкзаками. Подтвердили, что мы будем возвращаться 11 августа.

Забазированные под пенек продукты оказались невредимы. Только внешний полиэтиленовый пакет прогрызли мыши. Добраться до съедобного содержимого (пакеты с супами) они не успели. А вот то, что я оставил в доме, исчезло все. И распечатки отчетов о Байкале и карты, добытые из Интернета. И пакеты с сухарями. Остался только чай в пакетиках в начатой пачке.

В избе стояла группа конного маршрута БК 144 «Байкальские рассветы». Описание этого маршрута есть в буклете фирмы ООО «Альтаир-Тур». У них тут днёвка. По маршруту туристы едут на лошадях без груза. Весь груз везет вдоль берега лодка. У ее хозяев купили штук десять омуля и хариусов. Торговались не долго. На наш вопрос: «Сколько надо денег?» ответили: «Сколько не жалко». Позже, когда эта же группа возвращалась с Баргунды обратно, процессы обмена рыбы на деньги проходили еще более либерально. По мере расширения знакомства рыбы становилось все больше, а денег для оплаты требовалось все меньше. На прощанье нас уже бесплатно просто завалили соленым омулем. А так как много соленой рыбы съесть невозможно, пришлось просить помощи у оказавшихся в это время рядом туристов из группы «автостопщиков».

Тамара общается с экологически чистым средством передвижения На решетке будем жарить рыбу, а ведре уже варится уха
Лодка, на которой везут груз конного маршрута Инструкторы готовятся ставить сеть

06.08.08 Среда

Группа конных туристов ушла на Баргунду. В избе остались калужане – две Наташки и Олег. Они залечивают в источнике полученные в горах болячки.

С юга подошел катамаран с мотором. Спрашивали, есть ли среди нас врач. У женщины из группы, собиравшейся идти на пик Черского, вырос флюс. Мы их отправили на базу. Там они тоже ничего не нашли и уплыли в сторону Байкальского. Больше мы этот катамаран не видели.

На обед готовили рыбу (из голов уху, остальное на жареху). Какая-то чайка заметила, что мы возимся с ее любимой пищей, и уселась на воду около берега в ожидании. Решил посмотреть, как она ест отрезанные рыбьи головы. Оказалось, что весь процесс занимает около секунды. Чайка ее глотает, как факир глотает саблю. Слегка подкидывает рыбью голову вверх, затем широко раскрывает рот и голова там исчезает. И все… Эксперимент по определению, сколько так она сможет съесть голов, завершился неудачно из-за недостатка матчасти. Исследуемый объект скорости поглощения пищи в процессе проведения эксперимента ни как не изменил. Зато тут же прилетело штук 20 подружек. Но они опоздали. Голов на всех не хватило.

Когда наш обед был приготовлен, чайки потихоньку улетели.

Началась береговая жизнь. Рыба, солнце, воздух и вода – холодная байкальская и горячая в источнике. Купание в источнике. И каждый день появлялись интересные новые люди. Народ или возвращается с гор или туда уходит. Зачем?

Подъезжал катер МЧС. Спрашивали о двух иркутянах, которые не появились в назначенный контрольный срок. В результате начались их поиски.

Пьем польскую водку “Baikal” Иван да Настя…
Справа налево: Ян, Януш и я. Пьем польскую водку “Baikal” за дружбу туристов всего мира Иван да Настя…
Автостопщики собираются идти искать потерявшуюся девушку То, что Байкал это море, говорят все местные жители…
рыбка голомянка Обед из омуля
Представитель эндемиков байкальских вод – рыбка голомянка имеет практически прозрачное туловище Готовится очередной обед из местных деликатесов. На этот раз это из омуля

07.08.08. Четверг – 11.08.08 Понедельник

Каждый день случались какие-нибудь события, которые не давали скучать. Так утром седьмого августа начался шторм. А к вечеру пошел сильный дождь. Во время дождя со стороны Куркулы пришло сразу несколько групп. Вначале поодиночке пришли поляки (четверо панов и три паненки и их проводник житель села Байкальское Иван Миронов). Пришли киевляне – две группы сразу. И уже совсем к вечеру появилась, тоже поодиночке, группа, которую мы для себя назвали «автостопщики». Эта команда собралась и познакомилась друг с другом только в Северобайкальске. При этом добирались они до места встречи автостопом, на электричках, на попутных рабочих поездах. Малобюджетный поход. После этого похода часть из них собиралась возвращаться по домам. Один из организаторов этой встречи планировал добраться до Сахалина. А Настя (см. фото), у которой для возвращения осталось всего 35 рублей (в результате чего не было возможности оплатить даже переезд на моторке в Байкальское), приглянулась проводнику польской группы Ивану. И он уговорил ее остаться в Байкальском…

Когда автостопщики появились на поляне, оказалось, что у них по дороге потерялась одна девушка. Так как она передвигалась с рюкзаком медленнее, чем остальные, ее с места последней стоянки выпустили вперед. По дороге ее никто не обгонял. Встречные тоже ее не видели. В общем, потеряли девушку.

Уже темнело. Поняв, что дело «пахнет керосином», двое ребят собрались и отправились ее искать. Завершилось это событие удачно. Девушка сама вышла на «вездеходную» дорогу и «спасотряд» нашел ее сидящей под сосной на бетонной плите километрах в 5 от берега.

Восьмого августа после сильного дождя народ сушит свои вещи Десятого августа Иван на своей моторке привез группу из Иркутска
Восьмого августа после сильного дождя народ сушит свои вещи. Киевляне собираются уплывать и сворачивают палатки (в центре поляны) Десятого августа Иван на своей моторке привез группу из Иркутска. Вместе с ним приплыл наш старый знакомый Юрий, владелец автофургона, который подвез нас до Слюдянистых озер
Море волнуется, раз… Последний день на «Котелке»
Море волнуется, раз… Последний день на «Котелке». Сборы в обратную дорогу
В одиннадцать часов утра одиннадцатого августа появился на моторке Миша Пак. И через час мы были в Байкальском. Где-то на половине пути заметил на прибрежном камне надпись САРОВ. Да, у Арзамаса-16 длинные руки. И до Байкала добрались.

Из Байкальского уехали в пять часов вечера на маленьком автобусе, который вмещал 15 человек. У двенадцати из пятнадцати были еще большие рюкзаки… Так, что по дороге ни каких пейзажей видно не было, только рюкзаки, которые горемыки-туристы держали на коленях. Цена билета – 60 рублей. Багаж бесплатно.

Мобильная связь в Северобайкальске работает. Дозвонились до дома и выяснили, как дела. Женек сказал, что в Южной Осетии с 8 августа идет война. Позвонили Лиде. Она утром вернулась с острова Ярки, где командовала летным школьным экологическим лагерем. Этот лагерь она уже несколько лет подряд проводит для местных и приезжающих из других мест школьников.

До Нижнеангарска доехали на рейсовом автобусе. Цена билета – 37 рублей. Лида нас встретила около остановки, расположенной радом с аэродромом, и отвела в свой, приспособленный для туристских нужд, дом. Ее дочки организовали в Новосибирске туристическую фирму «Эко-тур», которая ответственна за проведение двух маршрутов в районе Северобайкальска. А в доме останавливаются прибывающие на маршрут туристы.

Лида поселила нас в одной из комнат этого гостевого дома, и мы еще 4 дня гуляли по окрестностям Нижнеангарска и Северобайкальска. На остров Ярки плавали на байдарке, которой нас снабдили по просьбе Лиды. На источник Гоуджекит ездили из Северобайкальска на рейсовом автобусе (билет 70 рублей). На источник Дзелинда нас возил водитель микроавтобуса, принадлежавшего фирме «Эко-тур».

Тамара на фоне БАМа в Нижнеангарске По аэродрому...
Тамара на фоне БАМа в Нижнеангарске Ну, где еще можно так запросто прогуляться по аэродрому?
Горячая ванна в Гоуджеките После купания в Гоуджеките
В Гоуджекит мы приехали на автобусе. Принимаем горячую ванну После купания в Гоуждеките. Собираемся возвращаться в Северобайкальск на машине Юры. Юру тут мы встретили уже в третий раз
источник Дзелинда источник Дзелинда
На экскурсию на источник Дзелинда нас возил на микроавтобусе фирмы «Эко-тур» водитель Дима. В его обязанности входит встреча и проводы туристов, прибывающих на поездах, самолетах или на теплоходе «Комета» по озеру. А также доставка туристов к началу маршрутов и обратно В Дзелинде можно за 350 рублей в сутки снять домик. Есть столовая, на которой висит объявление, что время работы столовой по решению администрации. Плата за пользование ваннами источника 100 рублей в сутки (больше полчаса в этом кипятке выдержать трудно)

Из четырех известных горячих источников на севере Байкала мы побывали на трех. Два источника оборудованы для посещения их всеми желающими - были бы деньги. В отличие от ОАО «БТС» в Гоуджеките и в Дзелинде владельцы домов, где оборудованы купальни (по слухам это железная дорога) зарабатывают деньги. На четвертый источник – Хакусы, где расположен небольшой санаторий, мы съездить не успели. Это задача на будущее.

Местные любят ездить на эти источники, особенно в Хакусы, зимой, когда можно, пробежав босиком по снегу, нырнуть в горячую воду и плескаться там прямо среди сугробов.

На острове Ярки Вид с острова Ярки на горы
На острове Ярки. Вид на болота «Байкальского Сора» в направлении устья реки Верхняя Ангара Вид с острова Ярки на горы, под которыми расположено село Нижнеангарское
Во дворе гостевого дома Вид от Нижнеангарска на отроги Баргузинского хребта
Во дворе гостевого дома. Палатка служит для туристов местом для вечерних посиделок Вид от Нижнеангарска на отроги Баргузинского хребта. Байкал в этом месте довольно мелкий. Дно песчаное. Вода теплая
Вокзал в Северобайкальске До свидания, Байкал!
Вокзал в Северобайкальске. Вид со стороны перрона Через полчаса объявят посадку. Уезжать не хочется

Утром 16 августа мы собрали свои рюкзаки. Загрузили в картонную коробку закупленного на рынке в Северобайкальске омуля холодного копчения. И отправились на поезд №91 «Северобайкальск – Москва», который вечером 19 августа привез нас домой в Дзержинск (стоимость проезда «туда и обратно» в плацкартном вагоне этого поезда около 7000 рублей).

Публикация дневника закончена... Жду Ваших комментариев.