понедельник, 20 августа 2012 г.

Проект «Байкал-2008». Еще одно продолжение

Начало воспоминаний о поездке по Байкалу можно прочитать в двух предыдущих постах.

03.08.08. Воскресенье.

Утром мы встали рано вместе с рыбаками. Не выспавшиеся, но с сухими вещами. На небе облака. Но рассвет дождя не предвещает. Перекусили, сделали несколько фотографий восхода солнца и в 7.00 отправились на Куркулу.
Подготовка к рыбалке Раннее утро на Байкале
Когда я спросил у Кеши. «А начальство за сети не ругается?», Кеша ответил, что, дескать, мы сами начальство, а настоящие рыбаки ловят на Байкале рыбу сетями. При этом добавил, что в советские времена на Байкале рыбу ловили 12 рыбзаводов, а теперь таких предприятий больше 80. И скоро все выловят Раннее утро. Восход. Кеша с Володей собираются снимать сеть. А мы собираем рюкзаки, чтобы отправиться в тайгу в долину реки Куркула. Из-за разницы во времени между Москвой и Забайкальем на кадре пропечаталось 2 августа. Хотя уже утро 3 августа
Вначале тропа на Куркулу идет по пробитой при строительстве базы отдыха вездеходной дороге на юг вдоль берега Байкала. Потом дорога сворачивает в тайгу, где придерживается общего направления на запад, потом на северо-запад. Примерно через час пути – развилка. Левая дорога идет в сторону Байкала. На развилке дерево с меткой «Байкальской тропы» (синий треугольник). После некоторых размышлений пошли по правой дороге, идущей в северном направлении.

По дороге встретили «следы» лошадей и медведя. Почему они предпочитают оставлять их прямо на дороге? Территорию метят, что ли?

Через два с половиной часа дошли до тропы, отходящей от дороги влево. Рядом с ответвлением тропы стоит лесоустроительный столб. На одной из его сторон указан номер квадрата 402. Сбегал по тропе в разведку до следующего столба. Тропа хорошая, хоженая. Идет в западном направлении. Нам туда и нужно. И мы решили свернуть.

В конце концов, оказалось, что решение было не верным. Тропа постепенно повернула на юг и затем на юго-восток. После того, как мы вышли на обрыв, под которым проглядывала бегущая на юго-восток река, стало понятно, что мы идем в сторону устья Куркулы. Назад поворачивать не хотелось, так как перспектива ночевки где-то в тайге совершенно не прельщала. Слишком много в лесу гнуса и комаров. А после ночного ливня было сыро и довольно прохладно.

В час дня вышли на обрыв, с которого открывался великолепный вид на Байкал и устье Куркулы. Спустились вниз, поставили палатку и решили, что раз Байкал нас в горы в этот раз не пустил, то нужно хорошенько выспаться после бессонной ночи, проведенной в домике вместе с Кешой и его родственниками.
Медвежий «след» Вид на Байкал
Медвежий «след» с грибами-навозниками Вид на Байкал и отмель, образовавшуюся в устье Куркулы
Палатка в устье Куркулы Вид на водопад
Палатку в устье Куркулы мы поставили на песчаной отмели. За ней видна палатка москвичей, рассказавших, как можно вернуться на «вездеходную» дорогу в долине речки Горячей по тропе, идущей вдоль берега Байкала Вид на водопад, через который Куркула из своей практически недоступной нижней части долины прорывается к Байкалу
у самого устья реки Куркула вершины Байкальского хребта
Тома на отмели у самого устья реки Куркула За рекой видны вершины Байкальского хребта, который в районе реки Молокан выходит к берегу озера
После обеда решили немного отдохнуть. Под шум воды всегда хорошо спится. Когда проснулись, оказалось, что снимать лагерь и идти куда-либо поздно. Я без груза сбегал в разведку по тропе, идущей на северо-восток вдоль склона долины Куркулы (оттуда мы пришли). Прошел вдоль склона чуть больше километра, но нигде не нашел удобного для спуска в долину реки места. Без веревки лучше не спускаться. При этом внизу видно болотистое дно, по которому еще нужно долго добираться до основного русла. Решили, что по этой тропе не пойдем, а сделаем «кругосветку» - вернемся на вездеходную дорогу в долину реки Горячей по тропе, идущей по берегу Байкала. Пошел дождь. Давно не было, почти полдня без дождя, считай большая удача.

Кончился первый баллон газа. Хватило примерно на два часа работы газовой плиты. Вечером провел видеосъемку местных достопримечательностей. Около Байкала стоит палатка рыбаков, у которых есть надувная лодка с мотором. Самые трезвые на этой лодке ездят куда-то в сторону долины реки Молокан. А самые нетрезвые или спят в палатке, не раздеваясь и не снимая болотных сапог, или пытаются, стоя на краю отмели, при помощи спиннинга ловить рыбу в потоке, образованном в озере водами Куркулы.

Когда я проходил с видеокамерой мимо палатки, из нее неожиданно появилась голова, посмотрела на меня осоловелыми глазами, и, собравшись с последними силами, спросила: «Ловил? Поймал?». После этого силы беднягу (горемыку?) оставили окончательно и голова исчезла в палатке так и не услышав ответа. Справа от этой палатки лежали четыре пустых литровых бутылки из-под водки, слева – три полных. «Есть еще порох в пороховницах!»

На отмели, образовавшейся в устье Куркулы, растет небольшой лес, в котором есть грибы. По берегу Байкала много плавника. Так, что с дровами для костра тут проблем нет. Хотя их активно используют проплывающие мимо на различных средствах туристы и рыбаки.

04.08.08 Понедельник.

Под шум воды в реке и стук дождя по тенту палатки спали до восьми утра. Утром дождь кончился. После бессонной ночи со 2 на 3 августа удалось отоспаться. Не спеша собрались, позавтракали и в 11.30 пошли обратно в долину речки Горячая по тропе вдоль Байкала.

Тропа от устья Куркулы поднимается круто в гору, почти до вершины. Затем, не теряя высоты, идет вдоль Байкала. Склон довольно крутой и практически безлесный. Вид на Байкал потрясающий! Через два часа дошли до другого края горы. Тропа серпантином спускается к поляне, где видны палатки стационарного лагеря. Это иркутские студенты-археологи на летней практике. Они в этом месте ведут раскопки каждое лето. На поляне до революции здесь было небольшое поселение староверов.
Свобода место впадения Куркулы в Байкал
Свобода… В дальней части кадра долина реки Молокан. И горы Байкальского хребта. В центре кадра видно место впадения Куркулы в Байкал
Отдых на обрыве «Бродяга к Байкалу подходит…»
В подробные разговоры с археологами не вступали. Спросили только, какая из троп ведет к вездеходной дороге. Пока руководитель команды археологов показывал мне тропу, выяснилось, что мы земляки. Он тоже родом из Читинской области. Только из Сретенска. Этот городок расположен на Транссибе немного восточнее Балея. Тесен мир.

Пообедали и в 14.30 пошли по тропе к дороге. Через час с небольшим вышли к ручью и оказались на дороге недалеко от развилки. Дальше шли уже по известным местам. Встретили группу туристов, идущих к Байкалу. Они дошли по Куркуле до ручья Пешеходный. Дальше не ходили. Много воды. Дожди в горах идут ежедневно. В результате везде сыро и грязно.

Правильную тропу на Куркулу обнаружили, не доходя метров 30 до старого зимовья на речке Горячей (так это место отмечено на подробных картах этой долины). Зимовье расположено чуть дальше ~ 30 м и немного правее дороги ~ 30 м. Фотография места поворота на тропу приведена ниже. Вокруг дороги во множестве растут разные съедобные и не очень съедобные грибы.

Тропа хорошо натоптана. Ответвлений нет. Сбиться с тропы трудно. Скорее практически невозможно. Тайга вдоль большей части тропы не такая густая, как около устья Куркулы. Но все равно комаров и мошки хватает. Правда взятые с собой накомарники мы так и не использовали. А вот, к примеру, на Чукотке без накомарников в тундре летом совсем плохо. Озверевшие от безкормья комары там быстро могут любому фейс попортить.

Мазей от комаров днем мы не применяли. Вечером травили залетевшую в палатку мошку аэрозолем от клещей. Затем проветривали палатку. Этого было достаточно для спокойного сна. А клещей мы за время похода не встречали совсем.
Вид с горы на мыс Котельникова На поляне около лагеря археологов
Вид с горы на мыс Котельникова (вдали). Внизу на поляне видна палатка лагеря археологов На поляне около лагеря археологов. Справа навес для костра и обеденного стола. Дальше жилые палатки
Переход через ручей Старое зимовье на реке Горячей
Переходом через ручей завершается наша малая «кругосветка». Выходим на дорогу, по которой уже проходили вчера Старое зимовье на реке Горячей
Правильная тропа на Куркулу Типичное препятствие на тропе
Правильная тропа на Куркулу. В пакете грибы, которые мы собрали по дороге и вечером съели в жареном виде с картошкой Типичное препятствие на тропе. Хорошо, что лес тут раньше не горел. А то вся тропа была бы завалена такими деревьями
Примерно через час ходьбы тропа довела нас до первого удобного для стоянки места. Полянка расположена практически в лесу. Рядом заросшая мелким кустарником старица, по которой течет ручеек.

Бросил рюкзак и сбегал в разведку вперед по тропе метров на 500. Более удобных мест для лагеря не обнаружил. Но оставаться на ночевку посреди тайги не хотелось. Мошка заест, так как ветра в лесу нет. Да и как-то неприятно из-за отсутствия вокруг свободного пространства.

Прошел по руслу ручья вниз метров 50 и неожиданно легко вышел к основному руслу Куркулы, где на песчаной отмели поставили палатку и заночевали.

Завтра 5 августа. 36-летие со дня свадьбы. На ужин достали припасенный еще в Дзержинске коньяк «Ной» (тоже, горемыка, в свое время попутешествовал). Разожгли из плавника костер. Днем дождя не было. Сухие дрова горят хорошо.
Палатка на песчаной отмели Хозяйка лагеря
Палатка на песчаной отмели Хозяйка лагеря...
Дров на перекатах Куркулы навалом Хорошая традиция – встречать праздники с Ноем!
Дров на перекатах Куркулы навалом… Хорошая традиция – встречать праздники с Ноем!