суббота, 28 июля 2012 г.

Проект «Байкал-2008» или «Как пройти на Куркулу»

Вместо предисловия

"Лидовна, привет!!!
Спасибо за буклет. Изучаем.
Кроме сведений из буклета потихоньку собираем материалы из Интернета. Заодно провоцирую коллег из института (и не только из нашего) на какой-нибудь совместный маршрут по просторам Сибири. Побывать в наступающем отпуске хочется везде. Но мы решили, что раз новосибирцы так и не откликнулись на идею посетить место падения Тунгусского метеорита (кометы?) в год столетнего юбилея этого события, тогда едем на северный Байкал. И это не смотря на то, что запланированное небесами уникальное событие – полное солнечное затмение, пройдет по Алтаю прямо через Белуху! А на Байкале будет видно так же, как в Дзержинске, только в другой фазе.

Я собираюсь взять отпуск с 28 июля. Это значит 26 или 27 июля вечером (по каким дням (чет-нечет) летом будет ходить поезд №92 «Москва-Северобайкальск» пока не знаю) можно будет выехать. В дороге 84 часа плюс 5 часов разницы во времени. Значит прибытие во второй половине дня 30 или 31. Обратно нужно будет выехать 16 или 17 августа. То есть все удовольствия нужно успеть получить за 15-16 дней. Все личное и лагерное снаряжение у нас будет свое. И продукты. И н/з в виде спирта. Говорят, что на него на Байкале омуль (рыбаки) клюет лучше, чем на дождевого червя.
Если ничего экстренного не случится (тьфу, тьфу, тьфу), то о точном сроке выезда и количестве народа в группе я смогу сообщить уже числа 20 июня.
С наилучшими пожеланиями! Шурик. "

Р.S. Буклет с описаниями маршрутов по Алтаю и Байкалу, которые проводят новосибирские фирмы «Эко-тур» и «Альтаир-тур», я дал кому-то из сотрудников посмотреть. Зачитали, по-видимому, навсегда.

Карта северной части Байкала
Карта северной части Байкала. Здесь отмечены основные места, где удалось побывать.

Запланированные сроки отъезда мы выдержали.

По отзывам побывавших на северном Байкале туристов, да и по детским воспоминаниям коренного забайкальца (место рождения автора этих баек г.Балей Читинской области) погода в этих местах в начале августа стоит теплая и солнечная. Только если этот год не совпадает с годом прихода циклонов с Тихого океана. Такое событие бывает редко и случается циклически. Длительность цикла совпадает с длительностью цикла солнечной активности (один раз в 11-12 лет).

Приход циклона вызывает мощные наводнения. Такое наводнение мне удалось наблюдать в своем родном городе в 1958 году. Незабываемое зрелище. Река Унда, которую в обычные годы в августе «курица вброд перейти может», превратилась в мощный поток, смывший все мосты выше по течению и превратившей пойму, перекопанную золотодобывающей драгой, в озеро, шириной более километра.

Дальше для описания похода будут использованы путевые заметки и фотографии. Если эти места кого-то заинтересуют – можно будет дать более подробную консультацию.

Окрестности села Нижнеангарск
Окрестности села Нижнеангарск. Место впадения в Байкал рек Верхняя Ангара и Кичера. В устье этих рек образовано много соединенных друг с другом рек и болот. Это место называется «Байкальский Сор». От Байкала его отгораживает остров Ярки. Этот своеобразный остров служит преградой для мусора, который несут в озеро реки. Так Байкал очищает от грязи воды впадающих в него рек.

Дневник поездки

30.07.08. Среда.

Сопровождаемый дождем поезд пришел в Северобайкальск в 10-00 по московскому времени (15-00 по местному). На вокзальном перроне, едва мы выбрались из вагона, к нам подошел мужчина, сказал, что у него есть фургон и предложил свои услуги перевозчика. За 700х2 рублей договорились доехать до Слюдянистых озер. Позже выяснилось, что мы переплатили примерно в два раза.

Во время поездки перевозчик, которого звали Юра, дал нам номер своего мобильного телефона (+79243919395), чтобы можно было вызвать его, когда мы соберемся ехать обратно. Летний заработок у Юрия,– это трансфер (как сейчас говорят продвинутые туроператоры) прибывающих в Северобайкальск туристов к местам их отдыха или к началу водного, пешего или конного маршрута. В блокноте рядом с телефоном Юрий написал: такси, лодка, ночевка, доставка.

Заехали в универмаг. Купили хлеба и полторашку пива «Байкальское» (производства фирмы «Балтика» г.Санкт-Петербург!?). По дороге заехали на две смотровые площадки. Туман. Восточный берег не видно. На второй площадке, завешанной ленточками (святое для местных бурят – обрядовое место ОБО), положили на камень денежку с просьбой к местным богам об установлении хорошей погоды.

Помогло. Но ненадолго. Всего на половину оставшегося дня. За это время успели поставить на берегу Большого Слюдянистого озера палатку. Сварить ужин. Выпить пива, которое, как и мы, попало на Байкал, проехав по железной дороге более 5000 км! И, искупавшись в теплой воде озера, лечь спать.

Примерно в полукилометре в сторону Байкала на перешейке между Малым и Большим Слюдянистыми озерами расположен летний молодежный лагерь. Там можно снять домик или поставить палатку. Но, как у молодежи принято, по ночам там, видимо, никто не спит. Музыка из лагеря звучала часов до шести утра. И почти всю ночь мимо нашей палатки (от берега до дороги, ведущей в этот лагерь, было метров 10) то туда, то сюда проезжали машины, разгоняя темноту светом фар. Всю ночь шел дождь.
 Вокзал в Северобайкальске на фоне микроавтобуса
Вокзал в г.Северобайкальске. Вид со стороны города. С привокзальной площади отходят все автобусы и частные такси Борисовна с Юрой на фоне микроавтобуса, домчавшего нас от города до Слюдянистых озер за 40 минут (25 км)
Первая ночевка  Большое Слюдянистое озеро вечером
Первая ночевка. Для удобства натянут тент. Если приглядеться, то видна газовая плита. Ее применение сэкономило массу времени, когда приходилось готовить еду в местах, где дров нет или во время дождя Большое Слюдянистое озеро вечером. Северобайкальск расположен там, где склон горы прячется за кромку леса

31.07.08. Четверг.

Утро солнечное. Устроили утреннее купание. Борисовна обнаружила бурундука и (довольно успешно) начала его дрессировать при помощи кусочка французской булки. Пока он был голодным – дрессировка шла нормально. Но когда наелся, то начал своевольничать и удрал в свою норку.

До села Байкальское по дороге 15 км. Можно пройти по тропе по берегу Байкала. Но если тропы не знаешь, то лучше не пробовать. Тайга болотистая и густая.

Погода хорошая. Даже жарко. Попутных машин мало. Не доходя до села примерно полтора километра, решили остановиться и переночевать. Палатку поставили на берегу реки Рель в районе нового бетонного моста. Метров 300 вниз по реке. По берегу проходит проселочная дорога. Несколько раз проезжали местные жители на мотоциклах с колясками. В колясках вместо сиденья ящики. Это у них такие «наногрузовички». Везут сено, глину или что-то в мешках, из которых течет вода.

Рядом с палаткой на реке перекат. Несколько раз подъезжали рыбаки. Один даже поймал хариуса. Вечером оказалось, что здесь же проходит коровья тропа. Одна из коров решила попробовать на вкус репшнур, который я натянул вокруг палатки. Пришлось сказать ей все, что я о ней думаю. Поняла. Репшнур уцелел. Ночью дождя не было. Решили, что денежка, оставленная на камне в ОБО для местного бога, начала действовать.
Вид на Большое Слюдянистое утром Купание в озере
Вид на Большое Слюдянистое утром. Где-то наверху есть штольня рудника, где во времена ГУЛАГа добывали слюду. Организованных туристов туда водят на экскурсии Солнце. Вода теплая. Что еще нужно для хорошего отдыха?
Бурундук Завтрак туриста
Бурундук позавтракал и собирается на отдых. Остатки булки он утащил к себе в норку Для хорошего отдыха мне тоже нужен хороший завтрак
Болота На дороге в село Байкальское
«А вокруг все болота, болота…» Если приглядеться, в воде видны топляки. Кто и зачем эти бревна туда положил? На дороге в село Байкальское. На заднем плане гора Слюдянистая.