Переезд в 1960 году нашей семьи из Забайкалья на Чукотку, два года жизни на Валькумее, длительный полугодовой отпуск родителей в 1963 году, проведенный на «материке», и собственные блуждания по стране в 1965 – 1966 годах привели к тому, что за все время школьного обучения я учился в шести школах. Где-то несколько лет, а где-то три месяца. Девятый класс я закончил в 1966 году в школе №5 забайкальского шахтерского города Балей, где в то время жили мои дедушка и бабушка.
Учился я легко. Домашние задания времени почти не отнимали. Все, о чем говорили учителя на уроках, запоминалось, и повторения не требовало. Только домашние задания по литературе заставляли упорно трудиться. Порой это приходилось делать по ночам. Любое «пройденное» произведение завершалось сочинением. Тема сочинения или касалась одного из основных героев книги или была свободной, при изложении которой, однако, следовало руководствоваться сюжетом этого источника. На подготовку сочинения давали от одной до двух недель.
Очередная «свободная» тема носила название «Встреча через 10 лет». Задание предполагало, что речь будет идти о наших планах на будущее. Как их мы видим сейчас, и чем мы собираемся заниматься через десять лет, после того как окончим школу, приобретем профессию и начнем работать. В общем, нужно было представить себя и своих одноклассников в возрасте 26 лет.
Чем я буду заниматься через 10 лет, я совершенно не представлял. Все вокруг было интересно. А почти все профессии были одинаково незнакомы. Правда, после седьмого класса я работал летом на Чукотке на прииске Комсомольский маркрабочим. Основной моей обязанностью было перетаскивание по грязи отрабатываемых полигонов стометрового шнура и геодезической рейки, посредством которой определялась месячная выработка и, следовательно, заработок бульдозеристов этого полигона. Но тонкости и прелести работы инженера-маркшейдера тогда мне были не понятны.
Из создавшейся, почти тупиковой, ситуации я вышел, сочинив за последнюю ночь рассказ, в котором сам участвовал в качестве слушателя, а о встрече через десять лет мне рассказывал сосед по купе, в котором я, якобы, ехал в Иркутск по кругобайкальской железной дороге. Вообще-то в Балей я тогда прилетел из Свердловска самолетом, но представить себе откровенного разговора с соседом на борту Ту-104 или Ил-68 я не смог, поэтому выбрал для места действия персонажей сочинения на свободную тему полупустое купе поезда. Моему собеседнику, как и полагалось по сюжету, было около 26 лет. Он был вполне взрослым. И, поэтому, можно было писать о любви (тема, которая в то время увлекала значительно больше, чем размышления о будущей профессии).
Своему вымышленному собеседнику я дал профессию геолога (все мои чукотские приятели разного возраста, так или иначе, были или собирались приобрести профессию рудознатца, способного разговаривать с природой на ее языке).
С именем и фамилией собеседника тоже не было затруднений. В волейбольной команде прииска, состоящей из юных и не очень юных спортсменов, в то время играл сотрудник геологоразведки прииска Анатолий Прудников (впоследствии ставший директором Комсомольского ГОКа). Его именем я и назвал своего «ви-за-ви». Герой рассказа получил высшее образование на горном факультете Иркутского политехнического института. Он возвращался на Чукотку из первого полугодового отпуска, побывав на встрече выпускников школы маленького сибирского шахтерского города, где он вырос и где встретил свою первую любовь, в чувствах к которой во время учебы в школе так и не смог признаться.
Героине рассказа я дал имя Лена, сделав ее тезкой одной из живших на соседней улице одноклассниц, к которой испытывал тайные чувства симпатии. Был ли назван в рассказе город, я точно не помню. Чтобы вопроса о соответствии придуманного рассказа заданной теме сочинения не возникало, я дал рассказу название «Встреча через десять лет». А тайные чувства попытался выразить эпиграфом - строкой из стихотворения Роберта Рождественского «Взял билет на станцию «Первая любовь». Взял его нагадано, шутя, невзначай…».
Сочинение преподавателю литературы понравилось, и меня пригласили в школьный литературный кружок, где после «здоровой» критики рассказ был отредактирован, одобрен и допущен к «опубликованию» - чтению в авторском исполнении по городскому радио.
Как я начитывал этот рассказ на магнитофон и как с моим внезапно возникшим дефектом речи – заиканием - боролся звукорежиссер передачи, следует рассказывать отдельно, долго, смачно и в виде устно исполняемой байки. Ибо столько чисто русских непечатных выражений отрицательных эмоций от интеллигентного человека я до этого события не слышал, по-моему, никогда. Мы, конечно, тоже не были домашними мальчиками, но чтобы так разнообразно, да вдобавок в казенном месте - в стенах одного из храмов культуры родной речи… Полностью рассказ удалось записать с пятой или шестой попытки. Когда я дома услышал, как эта запись прозвучала из висевшего на стенке кухни репродуктора, я понял, что все, что я выслушал во время ее подготовки, я заслужил. В репродукторе звучал незнакомый, слегка заикающийся и шепелявивший голос. История же, о которой этот голос повествовал, показалась мне длинной и явно надуманной.
Но мнение знакомых и приятелей, слышавших эту передачу, оказалось противоположным. Меня все поздравляли, желали услышать продолжение истории и выражали пожелания всяческих успехов на почве литературного творчества. И только Лена никак не выразила своего отношения. А жаль… Я так старался, чтобы она меня оценила.
Этот рассказ какое-то время хранился в архиве отца, куда он собирал результаты всяких детских деяний своего отпрыска. Но во время переезда в 1980 году из Каменска-Уральского в Дзержинск текст был утерян и забыт. И, скорее всего, я бы никогда об этом рассказе не вспомнил, если бы не случайная встреча, произошедшая в 2008 году в поезде №91 «Москва-Северобайкальск», в вагоне которого мы с женой ехали в гости к своей доброй приятельнице в Нижнеангарск, чтобы совершить в предгорьях Байкальского хребта свой очередной пеший поход – вид отдыха, который я вот уже более сорока лет предпочитаю всем остальным.
Об этой встрече читайте в следующем рассказе.
Если Вам понравился мой рассказ, поделитесь им со своими друзьями, а также подпишитесь на обновления моего блога.
Спасибо вам за этот блог! Случайно наткнулась на статью о романе "Территория", как раз сейчас читаю. Давно ищу материалы про жизнь Севера, про заброшенные сейчас поселки. Такое собрание интересных заметок о жизни встретишь не часто. А это не просто воспоминания, а повесть, рассказанная с душой.
ОтветитьУдалитьКатерина