суббота, 11 февраля 2012 г.

Детские воспоминания. Девятое и десятое.

Воспоминание девятое (целых два и оба неприятные).

Улица, где стоит наш дом, называется третья Нагорная. В нашем районе все улицы поднимаются в гору. Следующая к востоку четвертая Нагорная. Дальше улица Нерчинская. На ней расположена наша семилетняя школа. Недалеко от школы живет Лора. Между нашими семьями какая-то родственная связь. Только очень далекая. Неожиданно Лора умирает. На похоронах я стою недалеко от гроба. Лора лежит с закрытыми глазами. Она как живая, только очень бледная. Я плачу. Я не хочу, чтобы закрывали крышку. Мне очень жалко Лору. Это воспоминание возникает в памяти по разным поводам в течение всей жизни. Я тогда впервые понял, что смерть – это когда друзья уходят навсегда. Я боюсь терять друзей, но сопротивляться их уходу не могу. Это первое неприятное воспоминание.


В это же время мы «воюем» с Нерчинской улицей. Во время одной из стычек около школы мы кидаем друг в друга камнями. Я вижу на той стороне приятеля с соседней Краснопартизанской улицы. До постройки своего дома на третьей Нагорной, мы жили рядом с ним в двухквартирном казенном одноэтажном доме. Я говорю своим, что я иду в разведку, пробираюсь через двор школы к приятелю. Через некоторое время я, чтобы противник не «разобрался» с пришельцем с чужой улицы, уже кидаю камни в своих. Появившиеся взрослые разгоняют «бойцов». Ребята с нашей улицы дразнят меня и не хотят со мной играть. Родители дома тоже ругают. Но не за то, что опять в драчке участвовал, а за то, что перешел на другую сторону. В дальнейшем жизнь меня несколько раз ставила в сложные ситуации, которые можно было бы просто преодолеть, перейдя на «другую» сторону. Но воспоминание о «первом уроке» всегда останавливали меня. Даже если впоследствии оказывалось, что я был не прав. Ошибаться можно, подличать нельзя. Это второе неприятное воспоминание.

Воспоминание десятое.

Лето 1960 года. Мы едем на север, потому что отец и дядя Коля Уваров заключили договора с трестом «Северовостокзолото» и уехали работать на самый север Чукотки, на рудник Валькумей. Теперь вслед за ними едем мы с мамой и тетя Тося с двумя детьми, Женькой и Серегой. В Магадан мы прилетаем в аэропорт на 13 км. Дальше нужно лететь в Певек. Но или нет билетов, или плохая погода в Певеке. В общем, мы живем в гостинице около аэропорта. Рядом с гостиницей небольшая сопка. Я забираюсь на вершину. Там заросли хвойных деревьев чуть выше моего роста с относительно большими шишками. Мне объясняют, что это кедрач, и что шишки съедобные. Я надрал полные карманы. Хожу, лущу недоспелые орешки и грызу их.

Наконец мы прилетаем в аэропорт Певека – поселок Апапельхино. Взлетная полоса аэропорта расположена на галечной косе вблизи места впадения небольшой речки в море. Я впервые так близко вижу море. Это берег бухты (Чаунская губа), поэтому далеко на севере виден другой берег. Чуть ближе два небольших острова. Около одного из них стоит на рейде большой корабль. На севере, где бухта выходит в море, невысоко над водой видно солнце.

Мы прилетели поздно вечером. Около 12 часов ночи, а светло, как днем. Из-за того, что сейчас ночь, нас не переправляют через речку. Наконец, нас перевозят по очереди на лодке, так как моста еще не построили. Там мы ждем попутного транспорта. Автобуса долго нет. Мы сидим на чемоданах, а солнце светит и море шумит. Прибой  потихоньку приближается к дороге, а речка замедляет свое течение и становится более широкой. Это действие прилива. Нас перевезли вовремя.
Первые минуты на Чукотке На берегу бухты в Валькумее
Первые минуты на Чукотке На берегу бухты в Валькумее
Еще два лета я буду наблюдать летние путешествия солнца над морем по северным небесам. После переезда на прииск Комсомольский такой картины увидеть почти не удавалось, так как ночью солнце пряталось за сопку, с южной стороны которой стояли дома поселка.

Вам понравились мои воспоминания? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопку любимой социальной сети.

А чтобы не пропустить мои новые публикации, не забудьте подписаться на RSS и обновления моего блога.



Нажмите, пожалуйста, на кнопочки:

3 комментария :

  1. Это всё я помню очень хорошо, хотя мне было только 5 лет. А кедрач называют стлаником. Перед выпадением снега, он стелется по земле. А орехи хоть и мелковатые, но вкусные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Название кедрач - это у меня с Байкала. Там тоже его стланником называют (не знаю 1 или 2 н в этом слове). Следующий пост будет - рыбалка на Валькумее. Но почему-то Уваровых на фотках у меня почти нет. Есть только одно фото, где Галя и Тося сидят под скалой.

      Удалить
  2. Фоток и у меня нет. Куда подевались не знаю. Есть одна или две, когда с отпуске были в 66 году. там есть т.Галя.

    ОтветитьУдалить