вторник, 9 февраля 2016 г.

Перевал Дятлова, физик Роберт Вуд и «свистящие стрелы» Маодуня…

1975 год. На Алтае


Вечер 2 февраля 2016 года. Сижу у стола в маленьком номере московской гостиницы «Электрон». По телевизору рассказывают о каких-то новых мелких фактах, обнаруженных в связи с попытками раскрыть тайну гибели туристов на перевале Дятлова в 1959 году. 57 лет прошло – и до сих пор история их гибели не раскрыта. Существует множество гипотез, но общепризнанной версии нет.

Про трагический случай с группой туристов-лыжников, который произошел в начале февраля 1959 года на севере Свердловской области, я впервые услышал от моего родственника Сергея Первушина в 1965 году, когда после окончания восьмилетки на чукотском прииске Комсомольский поступал в Нижнетагильский горно-металлургический техникум имени братьев Черепановых, изобретателей отечественного паровоза. После экзаменов я заехал в гости в город Полевское, где жила семья младшей сестры моей бабушки Клавдии Яковлевны (сестру ее мой прадед Яков Лукич Гордеев почему-то тоже назвал Клавдией). Там мы с Сергеем и познакомились. Он был немного старше меня и учился на втором курсе Свердловского политехнического института, членами туристического клуба которого и была основная часть участников так трагически окончившегося похода.

Сергей придерживался версии, что причиной, выгнавшей туристов в  полураздетом виде на мороз из палатки, была ранее состоявшаяся ссора между участниками похода и местными аборигенами-манси, которые якобы поздним вечером подкрались к палатке с засыпающими туристами, били по ней палками, выгнали из нее ребят и, избивая, погнали в сторону леса. Недалеко от границы леса и нашли потом спасатели трупы туристов.
Этот рисунок местности, где произошла трагедия, я нашел в интернете несколько лет назад в статье известного специалиста по неопознаным явлением, руководителя самодеятельного объединения «Космопоиск» В. Черноброва

Другой версии, которая могла бы объяснить причину такого события, Сергей не знал. Правда, в конце рассказа он заметил, что следователь прокуратуры, который вел это дело, также придерживался мнения о вине манси. И довольно жестко допрашивал местных охотников, даже держа их подолгу на холоде. Но версия не подтвердилась и аборигенов отпустили.

История эта запала мне в память. Я часто о ней вспоминал, пытаясь придумать сколько-нибудь разумное объяснение причины бегства полураздетых туристов из теплого мира палатки в свой последний, как показали дальнейшие события, смертный путь.
В 1968 году я поступил на физический факультет Новосибирского университета, где познакомился и присоединился к клубу спелеотуристов Академгородка, совершающих свои походы в различные пещеры Саян, Алтая и Кавказа.

Вечерние посиделки у костра после долгих переходов с тяжелыми рюкзаками располагают к рассказам различных по правдоподобности баек о странных событиях, случившихся в разное время в разных горах, о встречах со снежным человеком, о «черном альпинисте» или «белом спелеологе». Увлекались такими посиделками и мы. Но после того, как я вспоминал и рассказывал историю о гибели группы Дятлова, байки обычно заканчивались. Участники посиделок вначале пытались предложить какие-то варианты развития тех событий, но, не придумав ничего разумного, быстро ретировались в свои брезентовые жилища, не забыв при этом назначить дежурного повара, который утром будет кормить команду завтраком. В палатке дежурного укладывали все имеющееся в наличии «тяжелое» вооружение: дрова, нарубленные для утреннего костра, и все имеющиеся в группе топоры. Нападения каких-нибудь четвероногих лесных жителей мы не боялись. Считалось, что запах костра и человека служит надежной защитой от их прихода в лагерь. Мы больше остерегались встречи с каким-нибудь двуногим отморозком. Но, как жизнь показала, хоть такие угрозы и были, но пронесло…

Незадолго до окончания учебы купил я в букинистическом магазине на Морском проспекте книгу Вильяма Сибрука «Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории». Книга замечательная, изложение легкое, читается быстро. Масса различных смешных и серьезных историй, в которых Роберт Вуд проявил себя не только как гений физического эксперимента, но и как крупный специалист по расследованию различных трагических происшествий.

И вот в начале 19 главы читаю описание истории, которая позволила придумать первое более-менее разумное объяснение паническому бегству туристов из палатки. История эта в разных источниках рассказывается по-разному. Приведу вариант, который предпочел Сибрук.

«В 1929 году он (Сибрук имеет ввиду, конечно, Р.В.Вуда) плыл в Лондон с мистрис Вуд и Элизабет. На пароходе находился доктор Мэйо из Клиники Мэйо, доктор Йэнделл Хэндерсон, физиолог из Йэлла и Сэм Барлоу -- композитор, так что у Вудов была хорошо подобранная компания. Времяпрепровождение в Лондоне, как обычно, было комбинацией "каникул" для Вуда и веселья для всех них. 

Джон Болдерстон репетировал в "Лайрик" пьесу, где время действия должно было во время одного затемнения сцены переноситься от наших дней к 1783 году. Как сделать "перескок" психологически и эмоционально эффективным -- эту задачу предложил решить Вуд. Его идея заключалась в том, что очень низкая нота, почти не слышимая, но колеблющая барабанную перепонку, произведет ощущение "таинственности" и сообщит зрителям необходимое настроение. Это было выполнено с помощью органной "сверхтрубы", длиннее и толще, чем те, которые применяются в церковных органах. Трубу решили испытать на репетиции. Только Вуд, Лесли Ховард, Болдерстон и постановщик Джильберт Миллер в зале знали, что произойдет. Вопль с затемненной сцены означал перерыв в 145 лет. Здесь включили "неслышимую" ноту Вуда. Последовал эффект вроде того, который предшествует землетрясению. Стекло в канделябрах старинного "Лайрик" зазвенело, и все окна задребезжали. Все здание начало дрожать, и волна ужаса распространилась на Шэфтсбюри Авеню. Миллер распорядился, чтобы "такую-сякую" органную трубу немедленно выкинули….»

В других источниках, описывающих это мероприятие, рассказывалось, что публика, присутствующая на репетиции, как по команде вскочила со своих мест и, ломая кресла, кинулась к выходу из зала.

Этот приступ всеобщей паники напомнил историю о гибели группы Дятлова. По описаниям людей, видевших брошенную палатку с разрезами на боковой стене, покидали ее участники похода в похожем состоянии. Версия о такой причине бегства туристов была похожа на правду. Но что могло стать источником такой инфразвуковой атаки. Среди вариантов причины появления инфразвукового облучения, имеющих естественное или искусственное происхождение, искусственные источники пришлось сразу отбросить. Уж очень сложно было представить, чтобы какая-то организация в 1959 году доставила в дикие заснеженные горы какую-то неизвестную установку, которую включили для проведения испытаний именно в это позднее время. Невозможность такого развития событий можно понять, хотя бы просто задав себе вопрос: «А как собирались регистрировать результаты испытаний эти таинственные изобретатели?», если не придерживаться совсем людоедской версии, что участники группы с самого начала похода предполагались к участию в этих опытах в качестве подопытных кроликов. И даже в этом случае после испытаний их должны были обследовать врачи, чтобы сделать какие-то выводы. Сравнить уровень мощности источника звука и результатов его влияния на организм. Нет, не верится в это совсем.

Более вероятна версия о наличии в этом месте естественного источника возникновения инфразвука. Место открытое. Вокруг палатки горная тундра, растительность на которой практически отсутствует. Ничто не препятствует ветру, который дует с гор в долину реки. На склонах есть небольшие каменные останцы, которые могли послужить источниками завихрений потока воздуха и стать неким инфразвуковым свистком. Версия эта была для меня правдоподобной до тех пор, пока я не прочитал описание повреждений, которые были обнаружены на телах туристов при экспертизе. Можно было согласиться, что инфразвук способен вызвать остановку работы сердца, в случае, когда его частота совпадает с сердечным ритмом, но чтобы звуковые (совсем не ударные по амплитуде) волны ломали у людей ребра и раскалывали черепа – это уж слишком. Переломанные ребра, разбитые черепа никак не вязались даже с предположениями о падениях на камнях во время их бегства в сторону леса.

Гипотеза о воздействии на туристов инфразвуковых волн несколько раз возникала у отечественных и зарубежных исследователей этой трагедии. Недавно эту гипотезу опять обнародовали в 2014 году в интернет-издании НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ в заметке «Возвращение к Горе Мертвецов» со ссылкой на американского продюсера и режисера Донни Эйхара. Про сломанные ребра и разбитые черепа в этой заметке пишется как о неких домыслах и слухах. Ну, это типичное отношение всезнаек к своим домыслам: если факты не соответствуют гипотезе, тем хуже для фактов.

Вы можете спросить меня: «А причем тут указанные перечислением в названии текста «свистящие стрелы Маодуня»?».

Просто эти стрелы, по-видимому, одни из самых древних, попавших в исторические тексты боеприпасов, которые наряду с нанесением физического поражающего действия оказывали и сильное психологическое воздействие, сильным свистом, возникающим при их полете. Такое же, как могли испытать участники похода при воздействии на них инфразвукового облучения.
Наш чудесный гид и отличный рассказчик Климентий Федоров, рассказавший нам о некоторых особенностях смены власти в древнем кочевом государстве хунну


Древние китайские летописи так описывают легенду об изобретении и первом применении свистящих в полете стрел. Легенду о происхождении этих стрел рассказал нам летом во время посещения Иволгинской долины в Бурятии наш гид Климентий Федоров.

У древнего племени хунну, жившего в степях на севере и северо-западе от китайского государства, отношения с соседями не были похожи на дружеские. Их частые военные столкновения завершались временным миром, при заключении которого проигравшая сторона отдавала противнику в качестве заложника одного из детей своего владыки. В конце третьего века до н.э.. правитель хунну имел звание шаньюя, что означало «обладающий обликом Неба» или «небоподобный». В 214 г до н.э. не очень удачливый шаньюй Тумань потерпел поражение от огромного китайского войска и был вынужден отступить далеко на север, где жили могущественные юэчжеи. Для поддержания мира Тумань направил в ставку правителя юэчжей своего сына Маодуня, который во время очередной стычки между хунну и юэчжеями должен был быть казнен, но сумел сбежать и вернуться домой. Отец отдал под командование беглеца десятитысячный отряд конницы, при помощи которого Маодунь и захватил власть в племени.
Наконечники свистящих стрел (изображения найденные в интернете)
Наконечники свистящих стрел (изображения найденные в интернете)
Согласно легенде, Маодунь суровыми мерами добился беспрекословного подчинения своим приказам. Он придумал специальную сигнальную стрелу-свистунку. Такие стрелы имели надетый на древко костяной шарик с тремя отверстиями, которые издавали в полете пронзительный свист. Дальнобойные луки хунну могли поражать противника на дальностях примерно до 300 метров. При скорости полета стрелы около 50 метров в секунду усиливающийся со временем звук летящей стрелы достигал противника уже на первой секунде полета, действуя на него угнетающе и пугая лошадей.

А захват власти, по легенде, произошел так:

Маодунь со своей семьей и отрядом всадников выехал на охоту. Там он приказал воинам следить за тем, как и куда от посылает свою стрелу-свистунку. После чего делать также как он. За непослушание полагалось строгое наказание. Вначале Маодунь выстрелил стрелой-свистункой в своего любимого коня. Некоторые воины решили, что Маодунь ошибся и стрелять не стали. Нарушителям приказа тут же отрубили головы. На следующий раз Маодунь выстрелил в свою любимую жену. История с нарушителями приказа повторилась. На третий раз Маодунь пустил стрелу в своего отца и все воины выстрелили вслед за ним. Так Маодунь с помощью своего войска совершил переворот и захватил власть в государстве.

После захвата власти Маодунь принял новый, более громкий титул – «возведенный на престол Небом великий шаньюй».


Но вернемся к событиям у горы Мертвецов. В сжатом виде много информации о трагедии на этом перевале, получившем имя Дятлова содержится в Википедии.

При этом наиболее полно события похода изложены в исследовании Алексея Ракитина, который предложил версию о так называемой «контролируемой поставке».

Мое отношение к этой версии двоякое – уж больно все сложно получается – для того, чтобы передать иностранным агентам образцы радиоактивной одежды участникам этой «контролируемой поставки» пришлось забраться в безлюдную местность, привлекать к сложному заданию совершенно неподготовленную «зеленую» молодежь, любое неправильное действие которой могло привести к провалу. Но окончание версии Рактина, когда «смерть, шедшая по следу» догнала туристов, я считаю наиболее правдоподобной.

Только в качестве убийц мне более вероятным представляются некие местные отморозки. Ими могли быть, например, служащие в охране местных лагерей люди, скрывающие от окружающих свое прошлое (например, служба в полиции или немецких войсках) во время войны. Эти люди, скрывшиеся от справедливого возмездия вдали от городов, могли во время  встречи с туристами узнать в одном из участников похода бывшего сотрудника СМЕРШ Александра  Золотарева. И подумать (или понять), что он их тоже узнал. Дальнейшее их поведение, приведшее к гибели девятерых туристов, могло быть вызвано страхом разоблачения. Эта версия мне кажется более вероятной, чем остальные, но никто не может сказать о соответствии ее действительным событиям.

Остается только сожалеть, что эта страшная загадка до сих пор не разгадана и погибшие не отомщены.

Нажмите, пожалуйста, на кнопочки:

Комментариев нет :

Отправить комментарий