среда, 7 ноября 2012 г.

Мой девятый "А"

Когда в старом фотоальбоме мне встречается фотография 9"А" класса 5-й школы города Балея, в котором я учился в 1965-1966 годах, я вспоминаю «Песенку о комсомольской богине» Булата Окуджавы:

«Я гляжу на фотокарточку:
Две косички, строгий взгляд,
И мальчишеская курточка, 
И друзья кругом стоят…».

Секретарем комсомольской организации нашего класса была Лена Чередникова. Мы жили на соседних улицах в районе, известном в городе, как «Ушканка». Знакомы были с детства - Лена часто приходила в гости к своей бабушке, дом которой стоял в самом начале улицы 3-я Нагорная недалеко от нашего.

Мой 9А


В начальных классах мы учились в разных школах. Я – в первой, здание которой, стоящее на пригорке между улицами Нерчинская и 4-я Нагорная, было видно издалека, а она в пятой, расположенной ближе к центру города. После третьего класса родители увезли меня на Чукотку, откуда я вернулся в Балей в 1965 году.

Классным руководителем был учитель физики, неповторимый Михаил Иванович Фефелов, который быстро организовал сплоченный коллектив из учеников, собравшихся в 9 класс из нескольких соседних восьмилетних школ. Во многом ему помогала дружная девичья команда: в которой, кроме Лены, были Люба Пименова, Тоня Димова, Лида Подпечкина (Белокрылова), Ольга Петрова. Ребят в 9"А" было мало. Но свой посильный вклад в общие дела мы вносили исправно. 

Из событий, произошедших за время обучения в девятом классе, мне больше всего запомнились наши «подвиги» на почве внеклассной работы. Первое крупное мероприятие, сдружившее всех нас, был осенний поход в Ургучан, после которого класс принял решение, что такой вид коллективного отдыха просто необходимо продолжить следующим летом. При обсуждении будущего маршрута прошло предложение Михаила Ивановича, горячо поддержанное большинством. Договорились, что недели на две пойдем в поход на озеро Арахлей. Будем жить в палатках, купаться, рыбачить.

Для подготовки и совершения такого дальнего похода требовались деньги. Чтобы не выпрашивать их у родственников, класс, опять же по предложению Михаила Ивановича, решил их заработать. Процесс зарабатывания продолжался до весны. Михаил Иванович где-то находил работу, а актив, собрав вокруг себя рабочую силу, с разной степенью качества ее выполнял. Мы занимались очисткой ледников на складе горснаба, строили киоск для торговли газетами и журналами, ремонтировали тарные ящики, обрезали ветки у тополей, растущих на обочинах главных улиц города.

Кроме этого наши одноклассницы, а их было примерно 9/10 от списочного состава класса, занимались в школьной и городской самодеятельности, пели в школьном квартете «Мелодия», участвовали в литературном кружке, выпускали комсомольский прожектор (КП), неординарность первого номера которого вызвала дискуссию в учительском коллективе. Только в спорте, не смотря на то, что физкультуру в школе вел великолепный учитель и тренер К.Ф.Луговцев, наш класс ничем особенно не выделялся.

Учебный год пролетел незаметно. Подготовка к летнему походу подошла к своему завершающему этапу. Но тут мои жизненные обстоятельства изменились, и пришлось уехать из города. Поход на Арахлей одноклассники совершили без меня. Я вновь вернулся на Чукотку, где, работая электрослесарем на золотодобывающем прииске «Комсомольский», продолжил учебу в вечерней школе.

Где-то в начале ноября 1966 года я получил от Лены короткое письмо. Секретарь комсомольской организации сообщал, что, уезжая из города, я совершил «грубое» нарушение устава ВЛКСМ – не снялся с учета. Я ответил. Так завязалась переписка. 

Письма из Забайкалья приходили на край света регулярно, что позволяло мне оставаться в курсе основных событий, происходящих в выпускном, теперь уже, 10"А". Мои одноклассники взрослели, мечтали о будущей взрослой жизни, планировали свою дальнейшую судьбу.

«Вот скоро дом она покинет, 
Вот скоро вспыхнет бой кругом,
Но комсомольская богиня… 
Ах, это братцы, о другом!»

Письма, которые я получал, я сохранил. Изредка перечитываю. Вот небольшая выдержка из школьного письма:

«Здравствуй, Шурик! Началось последнее школьное полугодие. Об этом по 5 раз в день, на каждом уроке, нам наши заботливые учителя напоминают. По литературе у нас снова Октябрина Андреевна. Иде Ивановне было с нами скучно. Квартет «Мелодия» живет и поет. С некоторых пор я тоже стала петь. Удивляйся. Валерий Георгиевич нашел «достойную» замену Горлову Саше. Так что петь мне приходится четвертым голосом…

Комсомольская работа, которой я продолжаю заниматься, стала привычной и скучной. За три года что угодно надоест. Вношу дельное предложение – почаще менять комсомольских «вожаков». Может, я сгущаю краски, но в нашей школе комсомольская работа – это план, который составляется при помощи учителей и всегда выполняется. А также сбор членских взносов – что делается вовремя и в полном объеме. Тихо и мирно. Какая-то «контора», а не комсомольская работа.

А помнишь, в прошлом году нарисовали в КП заседание комитета комсомола? Вера Васильевна обиделась за комитет. А это был единственный случай, когда КП светил (за два года!).

Но мы, все-таки, кроме сбора взносов и разговоров о будущих экзаменах, еще кое-что интересное и незапланированное делаем. Вот недавно Лида Белокрылова рассказывала про сектантов. Октябрина Андреевна попросила повторить эту беседу в 10"Б". Лида сделала. Алла Фомина попросила текст беседы для лектория – Лида (добрая душа) отдала…».

Закончив 10 класс, одноклассники продолжили свое обучение в вузах и техникумах. Кто-то уехал из города, кто-то поступил в местные училища. Самый талантливый выпускник школы 1967 года Володя Базанов, которого все, тайно влюбленные в него, девочки, ласково звали Вовочкой, стал студентом физфака НГУ. Тома Симонова, Тома Вринус, Люба Пименова, Тоня Димова решили стать медиками. Ольга Петрова пошла работать в дом пионеров и собиралась продолжить свое музыкальное образование. Лена поступила в политехнический институт города Иркутска. 

«На углу, у старой булочной,
Там, где лето пыль метет,
В синей маечке-футболочке
Комсомолочка идет…»

Свое среднее образование я завершил через год – в то время дневная школа была десятилеткой, а вечерняя, в которой училась работающая молодежь, одиннадцатилеткой. По примеру Володи Базанова я попробовал поступить на престижный тогда физический факультет Новосибирского университета. Удалось. Сейчас я понимаю, что в выборе профессии не последнюю роль сыграло школьное и, особенно, внешкольное общение с незабвенным Михаилом Ивановичем Фефеловым. Огромное ему за это спасибо.

На каникулах Лена бывала в Балее и была в курсе жизни наших одноклассников. Мои родственники из Балея разъехались, поэтому после 1968 года я на родине не бывал и об изменениях в жизни наших общих друзей узнавал только из ее писем. Комсомольской работой в институте Лена уже не занималась.

Во время зимних каникул 1971 года не состоялся поход в пещеры Алтая, в котором я планировал принять участие. Это позволило мне съездить на несколько дней к кому-нибудь из друзей в гости. Так в начале февраля я оказался в Иркутске. 

К моему разочарованию Лена неожиданно уехала на каникулы домой. Пришлось ее институтским подругам самим устраивать и развлекать «варяжского» гостя, свалившегося к ним на голову. Меня познакомили с достопримечательностями города, показали красавицу-Ангару, сводили в местный театр, где шла какая-то современная оперетта. Ни названия, ни сюжета ее я не помню. Почему-то хорошо запомнилась главная героиня, игравшая роль молодой, романтичной особы. В одной из сцен, происходящей в летнем парке, она «легко» прыгала по скамейкам, сиденья которых под ее весом прогибались почти до пола и грозили сломаться…

С Леной я встретился в аэропорту. Самолет из Читы прилетел за четыре часа до отправления рейса в Новосибирск. Ходили, разговаривали. Тогда мне казалось, что мы сказали друг другу все. Оказалось, что ошибался. Но ничего исправлять я потом не стал. Да и, как я сейчас понимаю, уже бы не смог.

Больше мы не виделись. Но еще лет пять ее письма приносили мне вести о событиях, которые случались в ее жизни и жизни моих друзей из 9"А" класса. На последнем курсе Лена вышла замуж. После окончания института распределилась в Магаданэнерго. 

Многие одноклассники тоже уехали из Балея. Лида Белокрылова закончила Иркутский политех и живет в городе Шелехов Иркутской области. Тоня Димова – в Благовещенске. Тома Симонова уехала во Владивосток. Вовочка Базанов, после окончания НГУ, работал в Новосибирске. Люба Пимонова вышла замуж за выпускника 5-й школы Сашу Кузьмина. По распределению уехали на работу в город Каменск-Уральский Свердловской области. Сейчас живут в Екатеринбурге.

Все прошедшие с тех пор сорок лет они жили, работали, строили города и предприятия, учили и лечили людей, производили продукцию, стояли в очередях на квартиру и за колбасой, изредка писали друг другу письма, рожали детей, воспитывали внуков и внучек. Целая жизнь пролетела, как один день. И молоды мы уже только душой. Но пятая школа, которая стала для нас началом нашей взрослой жизни, живет и не стареет. Каждое первое сентября в ней звенят детские голоса первоклашек, а в конце каждого учебного года ее  покидают ученики очередного выпускного класса, такие же наивные и мечтающие о лучшей доле, как и мы тогда, сорок четыре года тому назад!

«И никаких богов в помине,
Лишь только дела гром кругом.
Но комсомольская богиня…
Ах, это братцы, о другом!»



Нажмите, пожалуйста, на кнопочки:

Комментариев нет :

Отправить комментарий